https://am.sputniknews.ru/20220101/navasard-i-amanor-armyanskie-traditsii-prazdnovaniya-novogo-goda-36562767.html
Навасард и Аманор: Армянские традиции празднования Нового года
Навасард и Аманор: Армянские традиции празднования Нового года
Sputnik Армения
За окном холод и снег, в доме убранная огоньками и игрушками елка, на столе разносолы, фрукты и сладости. Веселый ажиотаж в доме и ощущение праздника, который... 01.01.2022, Sputnik Армения
2022-01-01T11:05+0400
2022-01-01T11:05+0400
2023-08-11T16:33+0400
новый год
армения
навасард
новости армения
традиция
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/162/08/1620873_0:85:1600:985_1920x0_80_0_0_e359e4b5cb731963facc89357de35313.jpg
Новый год, который мы ждем и отмечаем по давно сложившимся “стандартным” традициям. Но так было не всегда…Навасард, оставивший стадоВ стародавние, дохристианские времена армяне отмечали Новый год не один раз. Первый Новый год – Навасард, праздновался тогда, когда ярко светило и припекало солнце – с 11 августа по 9 сентября. Этот праздник имел еще одно интересное название - Нахратох, что дословно означает "оставивший стадо". Легенда гласит, что как-то во время празднования Нового года пастуху по имени Навасард поручили охранять стадо, которое он оставил на произвол судьбы и пошел на праздник. После этого праздник стали также называть Нахратох.Само слово Навасард означает Новый год и символизирует битву прародителя армян Айка с титаном Бэлом в местности Айоц дзор (дословно – Армянское ущелье), в ходе которой Айк убивает из лука вражеского исполина. Согласно легенде, именно 11 августа Айк убил Бэла, подарив свободу своему роду. Считается, что это произошло до Рождества Христова в 2492 году. После принятия Арменией христианства первый день Навасарда – 11 августа – армяне стали также отмечать как день, когда к горам Араратским пристал Ноев ковчег. Доподлинно не известно, в каком тысячелетии произошло это библейское событие, но факт остается фактом, что армяне уже давно отмечают его именно 11 августа.В древности Навасард отмечали с большим размахом: c участием царского двора и народа, с жертвоприношениями богам, богатыми угощениями, военными парадами и турнирами, театрализованными представлениями, скачками, отпусканием в небо голубей и пр. Все без исключения накрывали столы, выставляли часть своего урожая и имущества и делились с другими, раздавали сладости. Навасард также считался праздником молодежи и свадебных обрядов.Например, в ночь праздника обрученные или девушки на выданье завязывали в свои головные платки подарки или сладости и на веревке спускали через дымоход в дом жениха или возлюбленного. Родня жениха, в свою очередь, старалась поймать девушку. Если это удавалось, ее угощали и с подарками отправляли домой. Ну те семьи, где не было обрученных молодых, попросту спускали платки с подношениями в дымоходы своих родственников.К сожалению после христианизации Армении церковь запретила праздновать Навасард: под запрет попали все связанные с ним крупные торжества и этот праздник перешел в разряд семейных.Сладкая старость – старушкина радостьГлавным блюдом стола была ариса или как ее называли "кяшка" – свареная вместе с дзаваром говядина. Ее ставили ночью на слабый огонь и оставляли вариться до утра. Эту арису нельзя было мешать, к ней не должен был прикасаться половник, чтобы год прошел без ссор и драк. "Кахцр паравес Навасарди пес" (Сладко старься как Навасард) говорили в дни праздника друг другу люди. Отголоски осеннего Навасарда сохранились до сих пор . Например, в армянских селах Марнеульского района Грузии до сих пор отмечают праздник – День сладкой старухи. В первое воскресенье декабря сельские жители ходят друг к другу в гости и угощают друг друга чурчхелами, сухофруктами или другими сладостями, говоря друг другу "чтобы сладко старился" (кахцр паравес). Таинство праздника заключается в том, чтобы жизнь была радостной и счастливой. А потому люди дарят друг другу сладости и желают если и состариться, то только в сладости и радости.Дед Каханд – армянский дедушка МорозВторой армянский Новый год – это Аманор. В 18 веке католикос Симеон Ереванци, используя неподвижный постоянный календарь, восстановил и привел в порядок святцы армянской церкви, согласно которым армяне начали встречать Новый год 1 января. Январь означает рождение. До того, как Христос пришел в мир, все человечество было пленником сатанинского ада, обреченным на вечную погибель. Родившись в этом месяце, Христос разрушил ад, освободил человечество от вечной смерти и привел их к Царствию Небесному. Вот почему январь стал началом месяцев. 1 января – первый день первого месяца со дня рождения нашего Спасителя. 1 января во всех армянских церквях служится Св. литургия.Аманор в древности также называли Каханд. В старинной армянской традиции символом Нового года был не Дед Мороз, а Дед Каханд, который являлся с посохом и в овечьем тулупе.Со временем понятия аманор, каханд и начало года приобрели одно и то же значение. Армяне называют это Новым годом, что является чисто армянским словом: "ам" означает год, то есть Новый год. Согласно народной традиции, на Аманор украшали дерево, которое символизировало райское Древо Жизни.Перед Аманором хозяйки начинали убираться во дворе и в доме: в этом им помогали все члены семьи. Вечером 1 января принесенной из родника водой, сидя у очага, умывалась вся семья. Эти ритуалы (уборка и омовения) символизируют очищение: телесное, духовное и прочее обновление перед новым годом, новым витком солнца, новым временем.Какую елку выбрать - натуральную или искусственную?>>Например, в Лорийской области бабушки мазали губы членов своей семьи медом (чтобы год был сладким), а амшенские армяне запрещали в это время есть острую, кислую пищу и говорить "горькие", обидные слова друг другу. Этот обычай был связан с верой в магию слова: считалось, что в день Нового года любое бранное или злое слово может осквернить чистоту этого переходного дня и принесет несчастье семье на весь год. Также в этот день было принято мириться со своими врагами, облачаться в новую одежду, чтобы весь год потом приносил обновы, а также печь свежий хлеб.Древо жизни – Кенац царВ ночь перед наступлением Аманора (ее еще называли Ночь Каханда) в домах горел очаг, в который старшие члены семьи должны были подкинуть очень большое полено, которое должно было гореть до 6 января (Святого Рождества) – чтобы весь год не угасала удача в доме. Полено по стародавним армянским традициям считалось символом прочной семьи. На этом огне готовились рождественские кушанья, а приходящие гости также должны были подкидывать поленья в этот огонь.Поддерживать огонь в очаге вообще считалось очень важным верованием армян, поскольку по их представлениям в очаге обитали духи их предков. На Новый год также не запирали двери, не тушили свет и дарили подарки – в основном старшие члены семьи одаривали детей. И конечно же какой Новый год без елочки. Правда у армян вместо нее были другие деревья – абрикос, олива или ладанное дерево, на которые вешали фрукты, сухофрукты, сладости. По одной из версий, само слово Каханд произошло от слова "кахел" (вешать). Почитание деревьев у армян корнями уходит в глубь веков, и с древних времен армяне на Новый год вместо ели или сосны украшали другие деревья.В новогоднюю ночь толстую оливковую ветвь втыкали в свежеиспеченный хлеб: эту ветку называли Дерево Каханда (Каханди цар). Члены семьи украшали ветку колосьями и зернами 7-и растений (фасоль, нут и т.д.), выпечкой в форме людей и животных, талисманами, отгоняющими злых духов. После этого глава семьи относил ветку в церковь, где ее освящал священник, затем ее возвращали домой и втыкали в полено. Каждая семья украшала дерево по-своему и создавала свое Дерево Каханда, которое, уже после христианизации Армении, стало отождествляться с Древом жизни – Кенац цар.
https://am.sputniknews.ru/20210811/Pochemu-u-drevnikh-armyan-bylo-13-mesyatsev-v-godu-ili-Nesluchaynaya-data-dlya-Navasarda-28630553.html
https://am.sputniknews.ru/20200811/Slava-Ara-slava-praottsu-Ayku-kak-armyanskie-yazychniki-otmetili-prazdnik-Navasard-v-Garni-24074071.html
https://am.sputniknews.ru/20170811/1-yanvarya-ili-11-avgusta-armyane-otmetili-navasard-v-karaundzhe-8238061.html
https://am.sputniknews.ru/20211202/bez-salyutov-i-rozhdestvenskoy-yarmarki-v-erevane-skromno-otmetyat-novyy-god-35965731.html
https://am.sputniknews.ru/20211203/v-gyumri-tozhe-ustanovyat-elku--vo-skolko-oboydetsya-novogodnyaya-krasavitsa-36025050.html
https://am.sputniknews.ru/20210107/Ne-veryu-Novogodnie-mify-pro-olive-zvezdu-na-elke-i-Deda-Moroza-26018250.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Ирина Аброян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/06/19/28079943_399:52:1147:800_100x100_80_0_0_68ca52d91a080c3c2118dfb23c78692d.jpg
Ирина Аброян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/06/19/28079943_399:52:1147:800_100x100_80_0_0_68ca52d91a080c3c2118dfb23c78692d.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/162/08/1620873_88:0:1512:1068_1920x0_80_0_0_05def67eb49d49bfdd1c3af324b94682.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Ирина Аброян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e5/06/19/28079943_399:52:1147:800_100x100_80_0_0_68ca52d91a080c3c2118dfb23c78692d.jpg
новый год, армения, навасард, новости армения, традиция
новый год, армения, навасард, новости армения, традиция
Навасард и Аманор: Армянские традиции празднования Нового года
11:05 01.01.2022 (обновлено: 16:33 11.08.2023) За окном холод и снег, в доме убранная огоньками и игрушками елка, на столе разносолы, фрукты и сладости. Веселый ажиотаж в доме и ощущение праздника, который обязательно принесет только хорошее и доброе.
Новый год, который мы ждем и отмечаем по давно сложившимся “стандартным” традициям. Но так было не всегда…
Навасард, оставивший стадо
В стародавние, дохристианские времена армяне отмечали Новый год не один раз. Первый Новый год – Навасард, праздновался тогда, когда ярко светило и припекало солнце – с 11 августа по 9 сентября. Этот праздник имел еще одно интересное название - Нахратох, что дословно означает "оставивший стадо". Легенда гласит, что как-то во время празднования Нового года пастуху по имени Навасард поручили охранять стадо, которое он оставил на произвол судьбы и пошел на праздник. После этого праздник стали также называть Нахратох.
Само слово Навасард означает Новый год и символизирует битву прародителя армян Айка с титаном Бэлом в местности Айоц дзор (дословно – Армянское ущелье), в ходе которой Айк убивает из лука вражеского исполина. Согласно легенде, именно 11 августа Айк убил Бэла, подарив свободу своему роду. Считается, что это произошло до Рождества Христова в 2492 году.
После принятия Арменией христианства первый день Навасарда – 11 августа – армяне стали также отмечать как день, когда к горам Араратским пристал Ноев ковчег. Доподлинно не известно, в каком тысячелетии произошло это библейское событие, но факт остается фактом, что армяне уже давно отмечают его именно 11 августа.
В древности Навасард отмечали с большим размахом: c участием царского двора и народа, с жертвоприношениями богам, богатыми угощениями, военными парадами и турнирами, театрализованными представлениями, скачками, отпусканием в небо голубей и пр. Все без исключения накрывали столы, выставляли часть своего урожая и имущества и делились с другими, раздавали сладости. Навасард также считался праздником молодежи и свадебных обрядов.
Например, в ночь праздника обрученные или девушки на выданье завязывали в свои головные платки подарки или сладости и на веревке спускали через дымоход в дом жениха или возлюбленного. Родня жениха, в свою очередь, старалась поймать девушку. Если это удавалось, ее угощали и с подарками отправляли домой. Ну те семьи, где не было обрученных молодых, попросту спускали платки с подношениями в дымоходы своих родственников.
К сожалению после христианизации Армении церковь запретила праздновать Навасард: под запрет попали все связанные с ним крупные торжества и этот праздник перешел в разряд семейных.
Сладкая старость – старушкина радость
Главным блюдом стола была ариса или как ее называли "кяшка" – свареная вместе с дзаваром говядина. Ее ставили ночью на слабый огонь и оставляли вариться до утра. Эту арису нельзя было мешать, к ней не должен был прикасаться половник, чтобы год прошел без ссор и драк. "Кахцр паравес Навасарди пес" (Сладко старься как Навасард) говорили в дни праздника друг другу люди.
Отголоски осеннего Навасарда сохранились до сих пор . Например, в армянских селах Марнеульского района Грузии до сих пор отмечают праздник – День сладкой старухи. В первое воскресенье декабря сельские жители ходят друг к другу в гости и угощают друг друга чурчхелами, сухофруктами или другими сладостями, говоря друг другу "чтобы сладко старился" (кахцр паравес).
Таинство праздника заключается в том, чтобы жизнь была радостной и счастливой. А потому люди дарят друг другу сладости и желают если и состариться, то только в сладости и радости.
Дед Каханд – армянский дедушка Мороз
Второй армянский Новый год – это Аманор. В 18 веке католикос Симеон Ереванци, используя неподвижный постоянный календарь, восстановил и привел в порядок святцы армянской церкви, согласно которым армяне начали встречать Новый год 1 января. Январь означает рождение.
До того, как Христос пришел в мир, все человечество было пленником сатанинского ада, обреченным на вечную погибель. Родившись в этом месяце, Христос разрушил ад, освободил человечество от вечной смерти и привел их к Царствию Небесному. Вот почему январь стал началом месяцев. 1 января – первый день первого месяца со дня рождения нашего Спасителя. 1 января во всех армянских церквях служится Св. литургия.
Аманор в древности также называли Каханд. В старинной армянской традиции символом Нового года был не Дед Мороз, а Дед Каханд, который являлся с посохом и в овечьем тулупе.
Со временем понятия аманор, каханд и начало года приобрели одно и то же значение. Армяне называют это Новым годом, что является чисто армянским словом: "ам" означает год, то есть Новый год. Согласно народной традиции, на Аманор украшали дерево, которое символизировало райское Древо Жизни.
Перед Аманором хозяйки начинали убираться во дворе и в доме: в этом им помогали все члены семьи. Вечером 1 января принесенной из родника водой, сидя у очага, умывалась вся семья. Эти ритуалы (уборка и омовения) символизируют очищение: телесное, духовное и прочее обновление перед новым годом, новым витком солнца, новым временем.
Например, в Лорийской области бабушки мазали губы членов своей семьи медом (чтобы год был сладким), а амшенские армяне запрещали в это время есть острую, кислую пищу и говорить "горькие", обидные слова друг другу. Этот обычай был связан с верой в магию слова: считалось, что в день Нового года любое бранное или злое слово может осквернить чистоту этого переходного дня и принесет несчастье семье на весь год. Также в этот день было принято мириться со своими врагами, облачаться в новую одежду, чтобы весь год потом приносил обновы, а также печь свежий хлеб.
В ночь перед наступлением Аманора (ее еще называли Ночь Каханда) в домах горел очаг, в который старшие члены семьи должны были подкинуть очень большое полено, которое должно было гореть до 6 января (Святого Рождества) – чтобы весь год не угасала удача в доме.
Полено по стародавним армянским традициям считалось символом прочной семьи. На этом огне готовились рождественские кушанья, а приходящие гости также должны были подкидывать поленья в этот огонь.
Поддерживать огонь в очаге вообще считалось очень важным верованием армян, поскольку по их представлениям в очаге обитали духи их предков. На Новый год также не запирали двери, не тушили свет и дарили подарки – в основном старшие члены семьи одаривали детей.
И конечно же какой Новый год без елочки. Правда у армян вместо нее были другие деревья – абрикос, олива или ладанное дерево, на которые вешали фрукты, сухофрукты, сладости. По одной из версий, само слово Каханд произошло от слова "кахел" (вешать). Почитание деревьев у армян корнями уходит в глубь веков, и с древних времен армяне на Новый год вместо ели или сосны украшали другие деревья.
В новогоднюю ночь толстую оливковую ветвь втыкали в свежеиспеченный хлеб: эту ветку называли Дерево Каханда (Каханди цар). Члены семьи украшали ветку колосьями и зернами 7-и растений (фасоль, нут и т.д.), выпечкой в форме людей и животных, талисманами, отгоняющими злых духов.
После этого глава семьи относил ветку в церковь, где ее освящал священник, затем ее возвращали домой и втыкали в полено. Каждая семья украшала дерево по-своему и создавала свое Дерево Каханда, которое, уже после христианизации Армении, стало отождествляться с Древом жизни – Кенац цар.