Командующий армией или политик: на что нацелены военные реформы в Армении?

© Photo : official site of MoD of RAУчения в зенитно-ракетных батареях ВС Армении
Учения в зенитно-ракетных батареях ВС Армении - Sputnik Армения, 1920, 14.06.2022
Подписаться
Правительство Армении решило изменить схему армейской иерархии и вернуть главе Генштаба статус первого заместителя министра обороны. Мы попытались разобраться в плюсах и минусах этой системы.
Структурные реформы в вооруженных силах Армении вновь на слуху. Правительство несколько дней назад одобрило изменения в закон "Об обороне". Изменения предполагают целый пакет правок в функционировании армейского руководства.
Наиболее обсуждаемые и резонансные преобразования касаются переподчинения начальника Генштаба министру обороны – впредь он станет первым заместителем министра. Еще одно новшество заключается в том, что военными закупками займется исключительно Министерство обороны, Генштаб и его подразделения полностью освобождены от этой задачи и займутся только боевой подготовкой войск.

Назад в будущее…

Будущий статус первого заместителя министра обороны, которым будет наделен глава ГШ, и вызвал наиболее активные дискуссии. Многие отмечают, что начальник Генштаба фактически становится политической фигурой. Так, например, считает бывший министр Сейран Оганян. Последний ранее подверг критике предложенные изменения. По его мнению, преобразования в первую очередь опасны тем, что отныне командующим армией будет министр, который является членом политической команды и может не обладать опытом в военной сфере.
Ему заочно отпарировал нынешний замминистра обороны Арман Саркисян, который заявил, что Генштаб и сейчас подчиняется министерству. Саркисян не согласен с тем, что гражданский министр будет руководить профессиональным военным.
В республике, как известно, министр обороны – должность гражданская. Система, при которой начальник Генштаба – первый замминистра обороны, в Армении уже существовала – до 2009 года. Тогда министром был Оганян, а Генштаб возглавлял Юрий Хачатуров.
© Sputnik / Aram NersesyanТиран Хачатрян (слева), Сейран Оганян и Юрий Хачатуров на вечере памяти добровольцев АРФД, погибших в карабахской войне (14 апреля 2021). Еревaн
Тиран Хачатрян (слева), Сейран Оганян и Юрий Хачатуров на вечере памяти добровольцев АРФД, погибших в карабахской войне (14 апреля 2021). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 14.06.2022
Тиран Хачатрян (слева), Сейран Оганян и Юрий Хачатуров на вечере памяти добровольцев АРФД, погибших в карабахской войне (14 апреля 2021). Еревaн
В 2009 году в закон "Об обороне" были внесены изменения, по которым Генштаб фактически стал самостоятельной единицей. Но сейчас решено вновь вернуться к прежней военной иерархии. Объясняя изменения, власти ограничиваются общими формулировками типа "улучшение качества и эффективности управления".

Что говорят специалисты?

Военный эксперт Нарек Нерсисян считает решение сделать главу ГШ первым замминистра обороны регрессом с точки зрения демократии. В интервью Sputnik Армения он заявил, что в странах с развитыми демократическими институтами есть четкий гражданский контроль над армией и "разделение труда".
По его словам, Министерство обороны разрабатывает и проводит оборонную политику, а Генштаб занимается исключительно развитием вооруженных сил. Главным же критерием контроля гражданского общества над армией является отсутствие в Минобороны представителей вооруженных сил. В оборонном ведомстве сидят назначенцы политического руководства с определенным кругом задач.
"Честно говоря, затрудняюсь сказать, почему принято такое решение. Но это однозначный регресс. Если ставится задача улучшить управление, учитывая выявленные в ходе 44-дневной войны многочисленные изъяны именно в сфере управления, проблемы с вертикалью принятия решений, то реформировать нужно систему в целом, а переподчинение главы ГШ министру ничего не меняет в этом смысле", - говорит Нерсисян.
Он убежден, что глава Генштаба в статусе первого заместителя министра также становится политической фигурой. А это означает участие армии в политических процессах, и возникает риск нарушения ВС своего политического нейтралитета.
Как отмечалось выше, изменение статуса главы Генштаба, по словам нашего собеседника, планируется путем поправок в закон "Об обороне". Наш собеседник, однако, не исключает, что Конституционный суд признает эти поправки не соответствующими конституции. Основной закон страны устанавливает вполне четкий нейтралитет вооруженных сил, запрещая их вмешательство в политические вопросы. По сути, чтобы КС не "завалил" поправки, нужно будет внести изменения в саму конституцию. Будет ли такой сценарий, Нерсесян пока затрудняется прогнозировать.
"Давайте договоримся": Пашинян представил нового главу Генштаба и поставил условие>>

Генералы-бизнесмены

Однако не исключено и то, что в краткосрочной перспективе реформа действительно принесет пользу. Переподчинение и в самом деле поможет выстроить четкую вертикаль управления вооруженными силами.
Опыт последних лет показывает, что эта вертикаль в значительной степени была утрачена, что наиболее наглядно проявилось во время войны 2020 года. При этом необходимо отметить, что не последнюю роль в этой утрате сыграло участие командующих родами войск (подчиняющихся начальнику Генштаба – ред.) в процессе закупок вооружения, их причастность к разного рода бизнес-проектам.
Иными словами, командующие войсками зачастую занимались всем, кроме непосредственного выполнения своих первоначальных функций. А если к этому добавить то, что в составе Минобороны уже существует департамент материально-технического обеспечения – орган, непосредственно отвечающий за закупки, то получается весьма хаотичная ситуация и путаница. Принятые поправки теперь потенциально способны в значительной степени изменить ситуацию.
"Ваши заслуги не забыты": Пашинян попросил генералов остаться на службе>>

Министр больше чем министр…

Политолог Давид Арутюнов отмечает, что смена военной иерархии – это всего лишь часть преобразований в армии, одно из звеньев этой цепи, а общая картина этих реформ пока не до конца ясна.
"Очевидно, что на данном этапе можем говорить о смене модели. Действующая система была внедрена в конце "нулевых" и в чем-то дублировала западную модель. Но "на земле" она не работала. Как бы ни являлся министр политической фигурой, он так или иначе вмешивался в управление армией. Я не исключаю, что теперь решено пересмотреть эту систему и повысить роль министра в оперативном управлении армией", - сказал Арутюнов нашему изданию.
Эксперт напомнил: о планах реформировать армию по аналогии с российской говорится с прошлого года. А система, в которой начальник Генштаба - первый заместитель министра, действует и в российской армии.
Примечательно, что переподчинить главу ГШ министру обороны власти решили спустя год с лишним после демарша бывшего теперь начальника Генштаба Оника Гаспаряна. Генерал вместе с 40 высокопоставленными военными в феврале 2021 года потребовали отставки премьера Никола Пашиняна. Премьер назвал это попыткой военного переворота и впоследствии снял Гаспаряна с должности.
© Photo / official site of the Prime minister of RAПремьер-министр Никол Пашинян встретился с руководством Генштаба ВС РА во главе с начальником Оником Гаспаряном и замминистром обороны Габриелом Балаяном (27 сентября 2020). Еревaн
Премьер-министр Никол Пашинян встретился с руководством Генштаба ВС РА во главе с начальником Оником Гаспаряном и замминистром обороны Габриелом Балаяном (27 сентября 2020). Еревaн - Sputnik Армения, 1920, 14.06.2022
Премьер-министр Никол Пашинян встретился с руководством Генштаба ВС РА во главе с начальником Оником Гаспаряном и замминистром обороны Габриелом Балаяном (27 сентября 2020). Еревaн
Политическое руководство хочет в дальнейшем исключить подобные "попытки переворота", и лишение армейского руководства их "автономии" полностью укладывается в эту логику.
"Понятно, что прошлогодние события оставили некоторый след в сознании политического руководства, и все принимаемые в армии решения нацелены на то, чтобы в будущем исключить такие примеры самодеятельности генералов. Кстати, в свое время назначение министром Сурена Папикяна – одной из ключевых фигур правящей элиты, также решало эту задачу", - добавил Арутюнов.
В то же время наш собеседник не склонен рассматривать нынешние структурные реформы как панацею. По его словам, модернизация армии, повышение боеготовности зависит от многих других факторов, не связанных с военной иерархией.
Но это тема уже отдельного разговора.
Лента новостей
0