Отказ ЕС от консенсуса – признак слабости

© AFP 2024 / SERGEI SUPINSKYПрезидент Украины Владимир Зеленский обменивается рукопожатием с канцлером Германии Олафом Шольцем рядом с президентом Франции Эммануэлем Макроном перед встречей в Киеве (16 июня 2022). Украина
Президент Украины Владимир Зеленский обменивается рукопожатием с канцлером Германии Олафом Шольцем рядом с президентом Франции Эммануэлем Макроном перед встречей в Киеве (16 июня 2022). Украина - Sputnik Армения, 1920, 20.06.2022
Подписаться
Запад откровенно грешит, не стесняясь менять общепринятые правила прямо по ходу игры. Сейчас евро-чиновники хотят на "крутом вираже объехать" правило консенсуса в Евросоюзе. Стыдно. Как минимум.

Шольц изменяет принципам, но Кремль – во всеоружии

Иначе как беспринципным позицию германского канцлера Шольца касательно облегчения приема в Евросоюз новых членов назвать попросту язык не поворачивается. "Не всегда возможно единогласно вынести решение, даже если сегодня процедура предусматривает единогласие", говорит он, имея ввиду, что бывают ситуации, когда мнениями отдельных стран - полноценных и полноправных членов ЕС можно и пренебречь.
Словом, одна из самых сильных стран Европы в открытую хочет отказаться от принципа обязательного консенсуса в случаях, когда речь идет о приеме новых членов в структуру Евросоюза. Конфликт и споры, кстати, возникли не сегодня и ведутся не на пустом месте. Своей очереди за вожделенным членством стоят Турция, целый ряд Балканских стран. И каждый раз мешает пресловутый принцип обязательного консенсуса.
Пока принцип обязательного консенсуса мешал членству ряда европейских стран, образовавшихся в результате развала Югославии, в ЕС это особо никого не беспокоило. Ведь существуют они сами по себе где-то там, на Балканах, вот пускай себе и сидят, ждут своей очереди. То же самое касается и Турции, которая моментами взбрыкивает, что и неудивительно – турки ждут вожделенного членства без малого полвека.

Но сейчас глобальная геополитическая ситуация выглядит несколько иначе, нежели шесть месяцев тому назад. Связано это, конечно же, и с украинским кризисом, и проводимой Россией операцией по демилитаризации и денацификации Украины. Но не только. В декабре прошлого года Москва заявила о себе, как об одном из главных игроков как минимум на евразийском геополитическом плацдарме. Запад поднапрягся.

Стало очевидным, что десятилетиями существующая в глобальной политической сфере ситуация отныне не устраивает Россию. Что она отнюдь не согласна и далее прозябать на вторых ролях, как предусматривала для нее политическая элита объединенного Запада. И, самое главное, принятием донбасских республик Донецка и Луганска, равно как и началом операции на Украине, Москва показала решимость отстаивать свои законные геополитические интересы.
И что не менее существенно – Кремль продемонстрировал, что мощи и потенциала для защиты своих интересов имеет в достатке. И речь не только об армии и вооружении, но и о финансово-экономическом потенциале, наличие которого на самом деле ни в Европе, ни в Соединенных Штатах даже не подозревали.

Киев доигрался, а ЕС бумеранг словил

Понятно, что были неприятно удивлены, когда вдруг выяснилось, что даже "адские санкции" (термин, которыми в начале пользовались американцы) не смогли в кратчайшие сроки поставить Россию на колени. Когда вдруг выяснилось, что санкционная политика, откровенно навязанная на шею европейцам американцами, обернулась бумерангом и нешуточно ударила по самому Евросоюзу.
И речь идет не только о российских энергоносителях, которые в какой-то момент стали для Вашингтона притчей во языцех, когда надо было убедить европейские столицы, что именно на эту козырную карту ориентируются в Кремле, рискуя начинать операцию на Украине. Оказалось, что кроме нефти и газа есть еще и пшеница, и удобрения, и титан для европейских эйрбасов и американских всяких боингов… И еще многое другое, вплоть до урана для АЭС.
И цифра, озвученная Путиным недавно – более 400 миллиардов долларов убытков европейскому бизнесу из-за санкций – отнюдь не взятая с неба. В этом те же европейцы убедились на личном опыте. В очередях на бензоколонках, в очередях за продуктами и так далее. А потом, на фоне всего этого, на геополитическом горизонте вдруг начало вырисовываться и вовсе позорное поражение в гражданской войне на Украине.
Поражение в войне на Донбассе, которую Запад сознательно спровоцировал в 2014 году и подпитывал на протяжении восьми лет… И тут в Брюсселе, во всех европейских столицах и, что самое важное, в Вашингтоне как-то вдруг сразу поняли, что последствия войны на Донбассе действительно могут обернуться (и завершиться) весьма удачной операцией российской армии на украинском плацдарме.
И каким тогда будет новый миропорядок, который сейчас громко стучится во все двери? Какое место там займет европейская, западная цивилизация, если сейчас не сумеет отстоять даже тех потенциальных "кандидатов в членство" Евросоюза, которых смогла переманить в свой лагерь? Причем речь отнюдь не идет о том, чтобы отстоять в военном плане.
Украинская операция для России действительно является шагом вынужденным, на который Москва пошла только тогда, когда были исчерпаны все остальные возможности остановить гражданскую войну на Донбассе. Ведь все эти годы Киев юлил, извивался, как уж на сковороде, не выполняя минских соглашений. Бомбил населенные пункты. Откровенно терроризировал мирное русскоязычное население. Как говорится – доигрался…

Стыдно менять правила по ходу игры

Сейчас становится очевидным, что территория Донбасса скоро будет целиком освобождена, и что российская операция на украинском плацдарме этим не завершится. Запад попадает в глупейшее положение, не сумев отстоять тех, кого переманил (в идеологическом смысле) на свою сторону и соблазнил своим "зонтиком" от так называемой "российской угрозы". Но это отнюдь не самое позорное, до чего докатились европейцы, спровоцировавшие гражданскую войну в самом сердце Европы.
Самое позорное вырисовывается сейчас, когда вдруг выясняется, что в "товарищах согласья нет". Что даже в нынешней критической ситуации многие из европейских стран-членов ЕС отнюдь не горят желанием включать в свой состав Украину (а еще Грузию с Молдовой) в том состоянии, в котором они пребывают сегодня.
Та же Франция все время говорила о каком-то то ли альтернативном членстве, то ли о "кандидатстве в членство", то ли о "членстве в членство" для Украины (Макрон). А зам. главы Европарламента Катарина Барли о членстве говорила достаточно осторожно: "Критерии, установленные для вступления, такие как институциональная стабильность, рыночная экономика и верховенство закона, например, должны быть полностью соблюдены".
Даже сама Урсула фон дер Ляйен высказалась об одном из "кандидатов на кандидатство" без, скажем так, должного пиетета: "Страна должна объединиться политически и провести реформы в сфере гражданского общества. Исходя из этого, мы даем Грузии рекомендацию по европейской перспективе и посмотрим, как будут выполняться рекомендации для того, чтобы снова обсудить предоставление Грузии статуса".
Саммит ЕС в Брюсселе. День второй - Sputnik Армения, 1920, 12.05.2022
Как Вашингтон использовал Украину для раскола между старой и новой Европой
На самом деле враки. Просто не хочется брать на себя груз не просто ответственности, но и содержания на определенном европейском уровне жизни населения стран, которые ни экономики, ни богатств не имеют. С Молдовой, между нами говоря, все легче – там ответственность рассчитывают спихнуть на Румынию. Насчет Украины в ЕС напрягаются – придется взять ответственность за уровень жизни многомиллионного населения. Придется делиться, а европейцам особо не хочется – вот и зафиксировались на статусе "кандидата".
Именно подобным раскладом и обеспокоен Шольц, когда вдруг так, вопреки законам и логике, заговорил о том, что следует избавиться от обязательного принципа консенсуса. А ведь менять общепринятые правила по ходу игры – это уже позорно, верно? Измена принципам, так сказать…
Лента новостей
0