МИД РФ: зерновая сделка продолжает обслуживать исключительно экспорт Киева
12:27 13.04.2023 (обновлено: 12:29 13.04.2023)
© AP Photo / Emrah GurelКорабли пересекают пролив Босфор (16 января 2022). Турция
© AP Photo / Emrah Gurel
Подписаться
Работа по регистрации и инспекции судов в результате действий представителей Украины и ООН застопорилась, отметили во внешнеполитическом ведомстве РФ.
ЕРЕВАН, 13 апр – Sputnik. "Черноморская инициатива" как обслуживала, так и продолжает обслуживать исключительно коммерческий экспорт Киева в интересах западных стран, заявили в МИД РФ.
Во внешнеполитическом ведомстве РФ сообщили, что в территориальных водах Турции ожидают проверки 28 судов.
"В территориальных водах Турции проверки ожидают 28 судов, перевозящих более 1 млн тонн продовольствия. Однако сотрудники ООН в СКЦ, ответственные за формирование инспекционного плана, отказались составлять такой график, пытаясь поддержать требования украинцев по регистрации судов в инициативе", - говорится в сообщении.
Отмечается, что вокруг регистрации сухогрузов сложилась еще более тяжелая ситуация.
"Сначала украинцы в узкокорыстных целях нагоняли суда в турецкие воды, не считаясь ни с прописанными в правилах процедуры порядком их включения в инициативу, ни с требованиями по досмотру. Обвиняли при этом Россию в провоцировании заторов и создании искусственного скопления судов. Затем в администрации украинских портов поняли, что на очередности прохода кораблей можно тоже заработать, и начали брать взятки с судовладельцев за ускоренную регистрацию. Данный коррупционный сюжет широко освещался даже в украинских СМИ", - заявили в МИД РФ.
Сообщается, что в этих условиях, а также на фоне существенного увеличения поставок в богатые страны (более 40% направлено только в ЕС) при сокращении доли нуждающихся стран (до 2,6%), что противоречит изначально заявленным гуманитарным целям инициативы, российская делегация выступила с предложением включить в украинский регистрационный лист суда, направляющиеся с продовольствием в африканские страны и/или находящиеся в очереди с января.
"Это, однако, вызвало активное противодействие украинцев, не желающих терять источник дополнительных незаконных доходов и аннулировавших 5 апреля все заявки... Таким образом, в результате действий самих украинцев и ооновцев застопорились регистрация и инспекции судов", - заявили в министерстве.
В МИД отметили, что "несмотря на все высокопарные заявления о глобальной продовольственной безопасности и помощи нуждающимся странам, "черноморская инициатива" как обслуживала, так и продолжает обслуживать исключительно коммерческий экспорт Киева в интересах западных стран".
В министерстве напомнили также, что без прогресса по решению 5 "системных" проблем - это переподключение "Россельхозбанка" к SWIFT; возобновление поставок сельхозтехники, запчастей и сервисного обслуживания; отмена ограничений на страхование и перестрахование плюс снятие запрета на доступ в порты; восстановление работы аммиакопровода "Тольятти-Одесса"; разблокирование зарубежных активов и счетов российских компаний, связанных с производством и транспортировкой продовольствия и удобрения - о дальнейшем продлении "черноморской инициативы" после 18 мая говорить не приходится.
Напомним, зерновая сделка, которую 22 июля 2022 года подписали представители России, Турции, Украины и ООН, предполагает вывоз украинского зерна, продовольствия и удобрений по Черному морю из трех портов, включая Одессу. Согласованием движения судов занимается Совместный координационный центр в Стамбуле. 18 марта 2023 года сделку продлили на 60 дней - до 18 мая.