Когда вместо музыки бриллиант во лбу, или Нужен ли компьютеру Дилижан

© Sputnik / Janna PoghosyanФестиваль электронной музыки Урвакан
Фестиваль электронной музыки Урвакан - Sputnik Армения, 1920, 28.05.2023
Подписаться
На днях в Ереване состоялась закладка технологического центра «Далан». Еще раньше в Гюмри был основан свой технологический центр, а между делом в Дилижане прошел пятый по счету фестиваль электронной музыки, шестой ожидается. И то, и другое, и третье говорит о стремлении Армении идти в ногу со временем и это не может не вдохновлять. Между тем, когда речь заходит о музыкальном искусстве, то повод задуматься есть.
Что правда, то правда – ереванский слушатель строг, но справедлив. Если согласиться с тем, что справедливость от национального кода, то строгость в оценке музыки от давней традиции воспринимать ее в живом исполнении и отзываться в режиме «здесь и сейчас».

Более того, до сравнительно недавних времен армянское застолье, пусть и уступая в этом грузинскому, редко когда обходилось без песнопений, а это так или иначе развивало музыкальную культуру. Пусть даже при деятельном участии так называемого «рабиса» (рабочее искусство).

Старожилы Еревана могли видеть их представителй у входа в парк «Комайги», а главным начальником музкоманды был ставший затем мировой знаменитостью дудукист Дживан Гаспарян. Словом, разной музыки в Армении всегда было много: в Ереване, Гюмри, Иджеване, в Сюнике, но прежде всего в Дилижане.

Авет Тертерян - композитор, народный артист СССР, профессор Ереванской консерватории, старожил Дома творчества композиторов в Дилижане. Ключевое слово в названии курортно-оздоровительного учреждения - «творчество». В каждом коттедже по роялю, неповторимые пейзажи для глаз, хрустальный воздух для здоровья, тишь да божья благодать для написания музыки в любое время года.
Все это, плюс вдохновение, не говоря уже о таланте, позволило некоторым постояльцам Дилижана оставить на дверях памятные таблички с их именами: Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Бенджамин Бриттен, Дмитрий Шостакович, Арно Бабаджанян и, разумеется, Авет Тертерян. Кто-то сочинял музыку, кто исполнял ее, кто, как влюбившийся в Дилижан американский живописец Рокуэлл Кент, умел ценить в музыке прекрасное.
Подход к теме затянулся из-за того, что сегодня на территорию музыки (Дилижанский Дом творчества тут не при чем) пришел искусственный интеллект, соединяющий музыкальные знаки с математическими. И вот уже на смену часто несговорчивым и капризным композиторам (но живым людям) приходит мощный, послушный и управляемый создатель музыки, но компьютер.

Он пишет песни по всем правилам сочинения хитов и с учетом потребностей музыкального рынка, отбирает правильных исполнителей, исходя из базы данных, может писать произведения в стиле Шопена, Моцарта или на вкус всенародно любимого Арменчика - что угодно для души…
Отсюда вопрос: нужен ли компьютеру Дилижан со всеми его радостями да нежностями, есть ли смысл в памятных табличках на дверях, а если да, то чьи имена писать на них, чтоб и людей вспоминать и компьютер не рассердить? Или победит виртуальная песня для механического пианино, для виртуального зрителя под виртуальные же аплодисменты? Вообще-то, это уже и происходило на прошлогоднем фестивале электронной музыки и визуального искусства в Челябинске на конкурсе сгенерированных нейросетями технокомпозиций.

Как сегодня сплошь и рядом пишутся песни? По готовым схемам, собирая хиты-однодневки из расхожих мелодичных ходов, модных аранжировок и незамысловатых рифм. Таким манером трогающая до слез «Бари арагил» («Добрый журавль») Алексея Экимяна или бессмертная «Бесаме Мучо» аргентинки Консуэло Веласкес никогда бы не родились. Так рождаются однодневки – послушал вполуха и забыл.

Машина чаще всего создает так называемую техномузыку типа песен для «Евровидения», написанных как бы одной компьютерной программой. Вспомним: на завершившемся недавно в Ливерпуле конкурсе участница от Армении, милая девушка «Брюнет» (Элен Еремян) заняла четырнадцатое место, а могла бы и первое - ведь все песни так похожи друг на друга. Отличить одного исполнителя от другого становится все сложнее, вот и американский рэпер Вудс вживил себе в лоб бриллиант десяти каратов в двадцать четыре миллиона долларов ценой – попробуй не заметить. Рэпер запомнился.
…Ованес Бадалян и сменивший его Рубен Матевосян - в своем жанре, Белла Дарбинян, Раиса Мкртчян и Георгий Минасян – в своем запоминались без дополнительных трюков и наростов на лбу. Великий Дживан Гаспарян исполнял то, что писалось от души и от руки, не прибегая к нейросети (программа для обработки данных с помощью математической модели, имитирующей энейронные связи человеческого мозга).
Не то, чтобы искусственный интеллект нам не по душе, или не понимаем, что прогресс остановить невозможно, да и незачем. Говоря о возможностях искусственного интеллекта, хорошо бы разобраться, что сегодня подразумеваем под музыкой - спрашивает себя известный российский музыкальный обозреватель Александр Зайцев и дает ответ.

Теперь это стили, в которых человек нередко подражает машине, промышленным шумам. Вдумчиво прислушиваться к звукам, напоминающим гудение электрогенератора, ровный гул отдаленного шоссе, шуршание вентилятора, и находить в этом эстетическое удовольствие стало привычным делом для меломанов. Генерировать терабайты (единица измерения количества информации) такой музыки для машины вообще не проблема, утверждает Зайцев.

…Возвращаясь к Авету Тертерян, композитору с армянским духом и русским интеллектом, как его часто называли. К Тертеряну, потому что его музыка в его время многим казалась новацией интеллектуального авангарда, рожденной не сердцем, а разумом, а если так, то где же в ней душа? И то, и другое у него было. Оказывается, можно и так.

Лента новостей
0