https://am.sputniknews.ru/20231230/kakim-budet-2024-god-dlya-ekonomiki-armenii-prognoz-eks-glavy-minfina--70562392.html
Каким будет 2024 год для экономики Армении? Прогноз экс-главы Минфина
Каким будет 2024 год для экономики Армении? Прогноз экс-главы Минфина
Sputnik Армения
Арамян предостерег от преувеличения значимости экономических интересов России в Армении. 30.12.2023, Sputnik Армения
2023-12-30T09:56+0400
2023-12-30T09:56+0400
2023-12-30T09:56+0400
армения
новости армения
минфин
экономика
эксперт
экономический рост
прогноз
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/03/07/56370956_0:59:2500:1465_1920x0_80_0_0_8bbbbd7ac35a3bbc5ab72a45f1c33a78.jpg
ЕРЕВАН, 30 дек – Sputnik. Правительству Армении не удастся достигнуть намеченной цели в 7% экономического роста в 2024 году, поскольку у нас нет экономического потенциала для того, чтобы претендовать на столь высокие показатели. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил бывший министр финансов Армении, международный советник по управлению общественными финансами Вардан Арамян.Свой прогноз Арамян обосновал тремя факторами.Первое — это возможное сокращение финансовых потоков в Армению в 2024 году. По мнению Вардана Арамяна, невозможно ежегодно рассчитывать на 25% прирост финансовых потоков, как это было в 2022 и 2023 годах. Особенно, если это обусловлено конкретным фактором, в данном случае обострением ситуации на Украине и западными санкциями.Второй причиной снижения экономического роста Армении в большей степени, чем ожидалось, по мнению Арамяна, могут быть санкции, введенные Западом в отношении России и их влияние также на страны—партнеры РФ."Запад постепенно будет закрывать всевозможные лазейки для обхода санкций. Это будет касаться и Армении, и Грузии, и Кыргызстана, и Казахстана, всех тех стран, через которые идут какие–то потоки или помощь в экономику России. А насколько жестким будет воздействие Запада на ту или иную страну, будет зависеть уже от политического диалога между конкретными сторонами", - считает экс-министр.В-третьих, опасность для экономики Армении таит углубление кризиса в армяно-российских отношениях, полагает эксперт."В 2022 году на Россию приходилось около 50% всего экспорта из Армении. Это внушительный показатель. Причем, в Россию мы экспортировали в основном готовую продукцию. Прекратить этот экспорт можно будет достаточно легко, применяя инструментарий фито-контроля и проверки соответствия стандартам качества", - замечает он.В свою очередь и у России есть экономические интересы в Армении, в частности, в плане реэкспорта санкционных товаров. Однако Арамян предостерегает от преувеличения значимости этих интересов. Прежде всего, объемы экспорта и реэкспорта из Армении в Россию не так велики, чтобы РФ была в них чрезвычайно заинтересована. Для сравнения он привел две цифры: в Россию из Армении экспортируется товаров примерно на $3 млрд в год, в то время, как российская экономика оценивается в $3 трлн. Таким образом, вклад Армении — на уровне 0,1% и Россия всегда может восполнить возможные потери за счет экспорта из других стран. По словам Арамяна, одна из таких стран — Грузия, которая наращивает экспорт в Россию, умело пользуясь кризисом в отношениях между Ереваном и Москвой.Он полагает, что Россия продолжит сотрудничать с Арменией в определенных направлениях, если, конечно, не будет резких действий на политической арене.В случае необеспечения прогнозируемых экономических результатов в 2024 году Армения, по убеждению специалиста, столкнется с дополнительными трудностями как в плане исполнения бюджета, так и давления на валютном рынке, инфляции и социальных трудностей.При этом проблемы затронут не только социально необеспеченные слои населения, но и людей со средним и даже высоким доходом, полагает он.Бывший министр финансов предполагает, что в случае замедления запланированного экономического роста правительству придется пойти на сокращение расходов, и, поскольку сокращение социальных расходов — пенсий, пособий, заработной платы чревато непредсказуемыми кризисными последствиями, исполнительная власть, скорее всего, предпочтет сократить капитальные затраты, запланированные на 2024 год.Это, в свою очередь, по мнению Арамяна, приведет к дополнительному сокращению экономического роста, вызвав замкнутую цепочку сокращения доходов и расходов, в результате чего может возникнуть фискальная нестабильность.
https://am.sputniknews.ru/20231221/eks-glava-minfina-schitaet-chto-pravitelstvo-armenii-perekladyvaet-svoi-problemy-na-tsb-70300812.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/03/07/56370956_87:0:2310:1667_1920x0_80_0_0_61b6608f7e2cacd0b85d3d22daeec20b.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, минфин, экономика, эксперт, экономический рост, прогноз
армения, новости армения, минфин, экономика, эксперт, экономический рост, прогноз
Каким будет 2024 год для экономики Армении? Прогноз экс-главы Минфина
Арамян предостерег от преувеличения значимости экономических интересов России в Армении.
ЕРЕВАН, 30 дек – Sputnik. Правительству Армении не удастся достигнуть намеченной цели в 7% экономического роста в 2024 году, поскольку у нас нет экономического потенциала для того, чтобы претендовать на столь высокие показатели. Такое мнение в беседе со
Sputnik Армения выразил бывший министр финансов Армении, международный советник по управлению общественными финансами Вардан Арамян.
Свой прогноз Арамян обосновал тремя факторами.
Первое — это возможное сокращение финансовых потоков в Армению в 2024 году. По мнению Вардана Арамяна, невозможно ежегодно рассчитывать на 25% прирост финансовых потоков, как это было в 2022 и 2023 годах. Особенно, если это обусловлено конкретным фактором, в данном случае обострением ситуации на Украине и западными санкциями.
"Если в какой–то момент украинский конфликт остынет, в нем произойдут какие–то изменения или он прекратится, естественно, эти потоки у нас прекратятся. Невозможно иметь постоянный 20-30% финансовый приток в годовом исчислении. В один прекрасный день он должен замедлиться и остановиться", - отмечает наш собеседник.
Второй причиной снижения экономического роста Армении в большей степени, чем ожидалось, по мнению Арамяна, могут быть санкции, введенные Западом в отношении России и их влияние также на страны—партнеры РФ.
"Запад постепенно будет закрывать всевозможные лазейки для обхода санкций. Это будет касаться и Армении, и Грузии, и Кыргызстана, и Казахстана, всех тех стран, через которые идут какие–то потоки или помощь в экономику России. А насколько жестким будет воздействие Запада на ту или иную страну, будет зависеть уже от политического диалога между конкретными сторонами", - считает экс-министр.
В-третьих, опасность для экономики Армении таит углубление кризиса в армяно-российских отношениях, полагает эксперт.
"В 2022 году на Россию приходилось около 50% всего экспорта из Армении. Это внушительный показатель. Причем, в Россию мы экспортировали в основном готовую продукцию. Прекратить этот экспорт можно будет достаточно легко, применяя инструментарий фито-контроля и проверки соответствия стандартам качества", - замечает он.
В свою очередь и у России есть экономические интересы в Армении, в частности, в плане реэкспорта санкционных товаров. Однако Арамян предостерегает от преувеличения значимости этих интересов. Прежде всего, объемы экспорта и реэкспорта из Армении в Россию не так велики, чтобы РФ была в них чрезвычайно заинтересована. Для сравнения он привел две цифры: в Россию из Армении экспортируется товаров примерно на $3 млрд в год, в то время, как российская экономика оценивается в $3 трлн. Таким образом, вклад Армении — на уровне 0,1% и Россия всегда может восполнить возможные потери за счет экспорта из других стран. По словам Арамяна, одна из таких стран — Грузия, которая наращивает экспорт в Россию, умело пользуясь кризисом в отношениях между Ереваном и Москвой.
Он полагает, что Россия продолжит сотрудничать с Арменией в определенных направлениях, если, конечно, не будет резких действий на политической арене.
Арамян считает маловероятным, что Москва пойдет на резкий разрыв с Ереваном, потому что это будет означать конец как ее интересам на Кавказе, так и ее присутствию в Армении.
В случае необеспечения прогнозируемых экономических результатов в 2024 году Армения, по убеждению специалиста, столкнется с дополнительными трудностями как в плане исполнения бюджета, так и давления на валютном рынке, инфляции и социальных трудностей.
При этом проблемы затронут не только социально необеспеченные слои населения, но и людей со средним и даже высоким доходом, полагает он.
"Одно дело, когда доходы экономики растут на 7%, 8%, 9% и другое дело, когда они растут на 1%-2%. У бизнесменов сократятся доходы за счет снижения оборотов. А для малообеспеченных классов это приведет к сокращению доходов в виде зарплат, надбавок", - прогнозирует Арамян.
Бывший министр финансов предполагает, что в случае замедления запланированного экономического роста правительству придется пойти на сокращение расходов, и, поскольку сокращение социальных расходов — пенсий, пособий, заработной платы чревато непредсказуемыми кризисными последствиями, исполнительная власть, скорее всего, предпочтет сократить капитальные затраты, запланированные на 2024 год.
Это, в свою очередь, по мнению Арамяна, приведет к дополнительному сокращению экономического роста, вызвав замкнутую цепочку сокращения доходов и расходов, в результате чего может возникнуть фискальная нестабильность.