https://am.sputniknews.ru/20240130/biletov-net-chto-ne-podelili-v-armyanskom-nebe-investory-iz-oae-i-mestnye-vlasti-71667722.html
Билетов нет! Что не поделили в армянском небе инвесторы из ОАЭ и местные власти
Билетов нет! Что не поделили в армянском небе инвесторы из ОАЭ и местные власти
Sputnik Армения
Три года назад Армения стала первой страной, которая позволила иностранному лоукостеру стать сооснователем авиакомпании, претендующей на статус национального... 30.01.2024, Sputnik Армения
2024-01-30T23:23+0400
2024-01-30T23:23+0400
2024-01-30T23:23+0400
flyarna
авиация
новости армения
армения
экономика
авиакомпания
гражданская авиация
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/03/06/56318337_0:0:1601:901_1920x0_80_0_0_82e2e107ff4d482961d63194421a390a.jpg
Ситуация, сложившаяся вокруг армянского авиаперевозчика Fly Arna выявила глубокий кризис в одной из ключевых для Армении сфер – авиации. Кроме того, она негативно скажется на имидже страны и государства – как надежного партнера для иностранных инвесторов. В декабре 2023 года в СМИ появилась информация о том, что Fly Arna может прекратить выполнять рейсы из Армении. Слухи о проблемах частично подтвердил корреспонденту Sputnik Армения министр экономики Ваан Керобян. Он заявил, что Fly Arna нуждается в дополнительном финансировании и этот вопрос обсуждается. А уже в январе этого года СМИ очередной раз сообщили, что компания не продает билеты с 3 декабря. Однако все сообщения на этот счет руководство Fly Arna до сих пор опровергало. И вот, накануне компания официально подтвердила приостановку полетов. В авиакомпании пояснили, что рейсы приостановлены в связи с операционными изменениями."Перевозчик работает над возобновлением своих услуг и надеется в ближайшее время приветствовать пассажиров на борту", - отметили в авиакомпании.Немного о Fly ArnaFly Arna – совместный проект государственного Фонда национальных интересов Армении - ANIF (51 %) и авиакомпании Air Arabia (49%), соглашение стороны подписали 17 июля 2021 года. В октябре 2021 года правительство приняло решение об увеличении уставного капитала ЗАО "Фонд государственных интересов Армении", в частности предлагалось вложить 4,7 млрд драмов (около $12 млн) для оплаты акций вновь созданной авиакомпании.Тогда же исполнительный директор ANIF Давид Папазян (с нынешнего года его полномочия были досрочно прекращены - ред.) отметил, что, тем самым, регистрируется не просто авиакомпания, этой программой создается национальный конкурентоспособный авиаперевозчик, который с самого начала имеет конкурентное преимущество - почти 20-летний положительный опыт управления в Air Arabia.Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян напомнил, что еще в 2018 году власти отмечали важность создания и развития армянских авиакомпаний в Армении, и в этом смысле государство должно играть определенную роль. Однако с ремаркой — "у создаваемой авиакомпании не будет никаких привилегий, она будет работать на равном конкурентном поле".С 2022 года авиакомпания влилась в сферу и стала выполнять полеты по ряду направлений.Деятельность авиакомпании удовлетворяла как власти, так и арабских инвесторов. В апреле 2023 года на встрече в Ереване премьер Пашинян и директор компании Air Arabia Адель Аль-Али положительно оценили уровень взаимодействия, договорившись углублять его. Уже в августе Fly Arna первой в стране получает международный сертификат безопасности IOSA.По этой причине ситуация вокруг национального перевозчика с иностранным капиталом стала, мягко говоря, неожиданной для большинства.Пока все соавторы проекта отмалчиваются и не раскрывают детали ситуации, экспертные круги выдвигают две основные версии произошедшего. Одни связывают проблемы в компании с нарушениями, выявленными Госконтрольной службой. Армянские СМИ, в частности газета "Жоговурд" писала, что тогдашний исполнительный директор ANIF Давид Папазян устраивал на работу людей, не имеющих соответствующей специальности, давая им серьезные должности и высокие зарплаты. В результате о нарушениях было доложено премьеру.По другой, наиболее вероятной, версии, причина заключается в конфликте интересов между государством и иностранным инвестором – Air Arabia. Арабская компания хочет льгот у государства – в частности, юридически закрепить за собой статус национального перевозчика. Власти опасаются, что предоставление льгот какому-либо перевозчику создаст неравные условия на рынке и в итоге приведет к монополии. По этой причине они не хотят давать какие-либо преимущества Fly Arna, ссылаясь на неудачный опыт "Армавиа" (получила в 2003 году статус нацперевозчика, обанкротилась спустя 10 лет). Именно после банкротства "Армавиа" тогдашнее правительство Армении начало переход к политике "открытого неба".Команда Пашиняна продолжила эту политику: сам премьер-министр неоднократно говорил - правительство не станет повторять печальный опыт прошлого и присваивать отдельной компании монопольные условия (намек на "Армавиа"). О том, что не нужно отказываться от политики "открытого неба" говорила и бывший глава Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян.Мнения экспертов разделилисьЭто мнение не разделяли ведущие специалисты сферы. Так, заслуженный летчик СССР, бывший председатель общественной организации "Национальное объединение авиации" Дмитрий Атбашьян до последних своих дней предлагал руководству страны для спасения сферы национальную программу гражданской авиации. Ее главным пунктом было создание армянской авиакомпании, имеющей статус национального перевозчика (AirDilijans и Armenia Airways).Бывший советник премьера по вопросам авиации Акоп Чагарян считает мало подходящей для этой роли Fly Arna с арабским капиталом. В беседе с нами он заявил, что компания работает качественно, но выбранная ею бизнес-модель не позволит ей стать нацперевозчиком. Такого правого статуса у них нет.Согласно Международной организации гражданской авиации (ICAO), "национальный перевозчик" - это государственная компания, выполняющая авиатранспортные сообщения, включая международные авиаперевозки. Она занимает основную часть рынка, участвует в крупных альянсах авиакомпаний, а это предполагает возможность предоставления услуг и сервиса (по примеру Air France).При этом Fly Arna действует по "лоукостеровской" модели, хоть и не классической. Авиакомпания, в отличие от того же Wizz Air, выполняла полеты из крупного аэропорта страны – "Звартноц" в аналогичные воздушные гавани в других странах, предлагая некоторый сервис (прохладительные напитки, легкие закуски, транзитные перелеты через хабовые аэропорты) на борту. Депутат от оппозиционной фракции "Армения" Тадевос Аветисян опасается, что банкротство Fly Arna, приведет к негативным для страны последствиям. "Это станет доказательством провала системы управления. Отныне иностранный инвестор дважды подумает, прежде чем заключать сделку с государством", - сказал он в интервью Sputnik Армения.Авиакомпания была основана за счет общественных средств и общество, по словам депутата, вправе знать о происходящем. Аветисян призвал ответственных лиц – государство и компанию – отчитаться о проделанной работе и о том, что привело к такой ситуацию, пояснить, какая часть из выделенных общественных средств вернется в госбюджет.История армянской авиалиний"Армянские авиалинии" – первая национальная авиакомпания Армении с госучастием. Она действовала с 1991 по 2003 годы, затем обанкротилась. В 1996 году была основана частная авиакомпания "Армавиа", принадлежащая приближенному к власти бизнесмену Михаилу Багдасарову. Компания в 2003 году получила статус национального перевозчика, однако продержалась на авиарынке до 2013 года, и в том же году была объявлена банкротом.В 2013 году, власти Армении заявили о переходе к политике "открытого неба". До начала пандемии коронавируса, в 2020 году, в рамках политики "открытого неба" регулярные и чартерные рейсы выполняли 39 авиакомпаний.В 2015 году была основана авиакомпания Armenia (ныне Air Dilijans), в 2019 году - Armenia Airways, в 2021-м – FlyOne Armenia и FlyArna , в 2022-м - Armenian Airlines. Из них на рынке осуществляют регулярные рейсы Air Dilijans и FlyOne Armenia.
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e7/03/06/56318337_0:0:1423:1067_1920x0_80_0_0_3b0496f690eb9de4003fcc17de559664.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
flyarna, авиация, новости армения, армения, экономика, авиакомпания, гражданская авиация
flyarna, авиация, новости армения, армения, экономика, авиакомпания, гражданская авиация
Билетов нет! Что не поделили в армянском небе инвесторы из ОАЭ и местные власти
Три года назад Армения стала первой страной, которая позволила иностранному лоукостеру стать сооснователем авиакомпании, претендующей на статус национального перевозчика. Однако сейчас Fly Arna по факту не летает.
Ситуация, сложившаяся вокруг армянского авиаперевозчика Fly Arna выявила глубокий кризис в одной из ключевых для Армении сфер – авиации. Кроме того, она негативно скажется на имидже страны и государства – как надежного партнера для иностранных инвесторов.
Авиакомпании при заключении договора был присвоен статус нацперевозчика, но как оказалось лишь на словах. На практике же Fly Arna так и не получила соответствующих льгот, которыми обычно наделяют компании с таким статусом.
В декабре 2023 года в СМИ появилась информация о том, что Fly Arna может прекратить выполнять рейсы из Армении. Слухи о проблемах частично подтвердил корреспонденту
Sputnik Армения министр экономики Ваан Керобян. Он заявил, что Fly Arna нуждается в дополнительном финансировании и этот вопрос обсуждается. А уже в январе этого года СМИ очередной раз сообщили, что компания не продает билеты с 3 декабря. Однако все сообщения на этот счет руководство Fly Arna до сих пор опровергало.
И вот, накануне компания
официально подтвердила приостановку полетов. В авиакомпании пояснили, что рейсы приостановлены в связи с операционными изменениями.
"Перевозчик работает над возобновлением своих услуг и надеется в ближайшее время приветствовать пассажиров на борту", - отметили в авиакомпании.
Fly Arna – совместный проект государственного Фонда национальных интересов Армении - ANIF (51 %) и авиакомпании Air Arabia (49%), соглашение стороны подписали 17 июля 2021 года. В октябре 2021 года правительство приняло решение об увеличении уставного капитала ЗАО "Фонд государственных интересов Армении", в частности предлагалось вложить 4,7 млрд драмов (около $12 млн) для оплаты акций вновь созданной авиакомпании.
Тогда же исполнительный директор ANIF Давид Папазян (с нынешнего года его полномочия были досрочно прекращены - ред.) отметил, что, тем самым, регистрируется не просто авиакомпания, этой программой создается национальный конкурентоспособный авиаперевозчик, который с самого начала имеет конкурентное преимущество - почти 20-летний положительный опыт управления в Air Arabia.
Однако премьер-министр Армении Никол Пашинян напомнил, что еще в 2018 году власти отмечали важность создания и развития армянских авиакомпаний в Армении, и в этом смысле государство должно играть определенную роль. Однако с ремаркой — "у создаваемой авиакомпании не будет никаких привилегий, она будет работать на равном конкурентном поле".
С 2022 года авиакомпания влилась в сферу и стала выполнять полеты по ряду направлений.
Деятельность авиакомпании удовлетворяла как власти, так и арабских инвесторов. В апреле 2023 года на встрече в Ереване премьер Пашинян и директор компании Air Arabia Адель Аль-Али положительно оценили уровень взаимодействия, договорившись углублять его. Уже в августе Fly Arna первой в стране получает международный сертификат безопасности IOSA.
По этой причине ситуация вокруг национального перевозчика с иностранным капиталом стала, мягко говоря, неожиданной для большинства.
Пока все соавторы проекта отмалчиваются и не раскрывают детали ситуации, экспертные круги выдвигают две основные версии произошедшего. Одни связывают проблемы в компании с нарушениями, выявленными Госконтрольной службой. Армянские СМИ, в частности газета "Жоговурд" писала, что тогдашний исполнительный директор ANIF Давид Папазян устраивал на работу людей, не имеющих соответствующей специальности, давая им серьезные должности и высокие зарплаты. В результате о нарушениях было доложено премьеру.
По другой, наиболее вероятной, версии, причина заключается в конфликте интересов между государством и иностранным инвестором – Air Arabia. Арабская компания хочет льгот у государства – в частности, юридически закрепить за собой статус национального перевозчика. Власти опасаются, что предоставление льгот какому-либо перевозчику создаст неравные условия на рынке и в итоге приведет к монополии. По этой причине они не хотят давать какие-либо преимущества Fly Arna, ссылаясь на неудачный опыт "Армавиа" (получила в 2003 году статус нацперевозчика, обанкротилась спустя 10 лет). Именно после банкротства "Армавиа" тогдашнее правительство Армении начало переход к политике "открытого неба".
Команда Пашиняна продолжила эту политику: сам премьер-министр неоднократно говорил - правительство не станет повторять печальный опыт прошлого и присваивать отдельной компании монопольные условия (намек на "Армавиа"). О том, что не нужно отказываться от политики "открытого неба" говорила и бывший глава Комитета гражданской авиации Татевик Ревазян.
Мнения экспертов разделились
Это мнение не разделяли ведущие специалисты сферы. Так, заслуженный летчик СССР, бывший председатель общественной организации "Национальное объединение авиации" Дмитрий Атбашьян до последних своих дней предлагал руководству страны для спасения сферы национальную программу гражданской авиации. Ее главным пунктом было создание армянской авиакомпании, имеющей статус национального перевозчика (AirDilijans и Armenia Airways).
Бывший советник премьера по вопросам авиации Акоп Чагарян считает мало подходящей для этой роли Fly Arna с арабским капиталом. В беседе с нами он заявил, что компания работает качественно, но выбранная ею бизнес-модель не позволит ей стать нацперевозчиком. Такого правого статуса у них нет.
Согласно Международной организации гражданской авиации (ICAO), "национальный перевозчик" - это государственная компания, выполняющая авиатранспортные сообщения, включая международные авиаперевозки. Она занимает основную часть рынка, участвует в крупных альянсах авиакомпаний, а это предполагает возможность предоставления услуг и сервиса (по примеру Air France).
При этом Fly Arna действует по "лоукостеровской" модели, хоть и не классической. Авиакомпания, в отличие от того же Wizz Air, выполняла полеты из крупного аэропорта страны – "Звартноц" в аналогичные воздушные гавани в других странах, предлагая некоторый сервис (прохладительные напитки, легкие закуски, транзитные перелеты через хабовые аэропорты) на борту.
Депутат от оппозиционной фракции "Армения" Тадевос Аветисян опасается, что банкротство Fly Arna, приведет к негативным для страны последствиям.
"Это станет доказательством провала системы управления. Отныне иностранный инвестор дважды подумает, прежде чем заключать сделку с государством", - сказал он в интервью
Sputnik Армения.
Авиакомпания была основана за счет общественных средств и общество, по словам депутата, вправе знать о происходящем. Аветисян призвал ответственных лиц – государство и компанию – отчитаться о проделанной работе и о том, что привело к такой ситуацию, пояснить, какая часть из выделенных общественных средств вернется в госбюджет.
История армянской авиалиний
"Армянские авиалинии" – первая национальная авиакомпания Армении с госучастием. Она действовала с 1991 по 2003 годы, затем обанкротилась. В 1996 году была основана частная авиакомпания "Армавиа", принадлежащая приближенному к власти бизнесмену Михаилу Багдасарову. Компания в 2003 году получила статус национального перевозчика, однако продержалась на авиарынке до 2013 года, и в том же году была объявлена банкротом.
В 2013 году, власти Армении заявили о переходе к политике "открытого неба". До начала пандемии коронавируса, в 2020 году, в рамках политики "открытого неба" регулярные и чартерные рейсы выполняли 39 авиакомпаний.
В 2015 году была основана авиакомпания Armenia (ныне Air Dilijans), в 2019 году - Armenia Airways, в 2021-м – FlyOne Armenia и FlyArna , в 2022-м - Armenian Airlines. Из них на рынке осуществляют регулярные рейсы Air Dilijans и FlyOne Armenia.