Мы сохранили идентичность благодаря подвигу тех, кто пережил Геноцид армян: директор музея

© Sputnik / Aram NersesyanДиректор музея-института Геноцида армян Эдита Гзоян
Директор музея-института Геноцида армян Эдита Гзоян - Sputnik Армения, 1920, 20.04.2024
Подписаться
Понятие "жертва Геноцида армян" должно быть расширено. Жертвами трагических в истории армянского народа событий следует считать не только тех, кто был убит. В этом убеждена директор музея Геноцида армян.
О шагах в рамках процесса признания Геноцида армян, օ достигнутом и предстоящих планах, директор музея-института Геноцида армян (МИГА) Эдита Гзоян рассказала в интервью Sputnik Армения. Беседовала Лаура Саркисян.
- Приближается 109-летие Геноцида армян в Османской Империи. Иногда кажется, что больше не осталось историй, о которых не было рассказано. Что новое вы намерены привнести, о чем будет предстоящая 23 и 24 апреля экспозиция?
- Временная экспозиция этого года посвящена образу армянской женщины и ее пути, пройденному во время Геноцида и в последующий период. Мы хотим пересмотреть, переосмыслить и заново переоценить этот образ. Следует учитывать, что армян-мужчин убивали еще до массовой депортации или в самом ее начале, а женщин еще и подвергали пыткам, физическому и сексуальному насилию, их продавали в рабство, насильно выдавали замуж и обращали в ислам.
По сей день существует стереотип, что жертвы Геноцида – это только те, кто был убит. Однако это не так, жертвами являются и все те, кто подвергался насилию (об этом также говорится в Конвенции о предупреждении преступления Геноцида и наказании за него). По этой причине мы хотим расширить рамки восприятия образа жертвы.
Кстати, в экспозиции мы расскажем и о женщинах, которые героически выстояли и прошли все эти испытания, совершали подвиги, благодаря которым мы сегодня, по сути, и существуем.
По последним данным, около 200 тысяч армянских детей и женщин были насильственно исламизированы в годы Геноцида армян, из них удалось спасти и вернуть в лоно своего народа только половину. Однако нужно подчеркнуть, что многие, после пережитого, не смогли признаться в том, как с ними поступили, не смогли отказаться от своих детей, которых родили от мужей-мусульман, и таким образом не смогли обрести свое армянство заново.
- Что это изменит и как это повлияет на процесс международного признания?
- Геноцид – это особое преступление, характеризующееся специфическими элементами, действиями, имеет многочисленные критерии, по которым определяются признаки этого злодеяния. Геноцид – это не только физическое истребление, но и процесс ассимиляции, уничтожения идентичности. Понимание всего этого позволяет нам лучше понимать происходящие сегодня процессы, в том числе и в Нагорном Карабахе, где фактически произошло истребление идентичности, которая входит в концепт идеологии Геноцида.
- Какова роль музея в процессе признания Геноцида армян?
- В октябре мы планируем организовать международную конференцию совместно с французским Университетом Пуатье, которая будет посвящена процессу признания Геноцида армян. Процесс длится годами, можно и нужно обозначить достижения и упущения, которые будут рассмотрены и переосмыслены в научных кругах.
Кроме того, налажено неформальное сотрудничество с институтом Лемкина, МИГА также член международной ассоциации исследователей Геноцида. Наша основная задача — повышение уровня осведомленности о том, что произошло с армянами 109 лет назад. В этой связи мы также публикуем научные статьи в англоязычных и русскоязычных изданиях.
Действенным инструментом также является музей, который ежегодно посещают десятки тысяч посетителей. В 2023 году у нас было рекордное количество визитов официальных делегаций – около 100. Мы также пытаемся через музей представить карабахскую проблематику и рассказать о произошедшем в Нагорном Карабахе.
- Планируете ли вы что-либо менять в концепции музея?
- В долгосрочной перспективе, я бы очень хотела внести изменения в концепцию, сделать музей-института Геноцида более открытым, представлять посетителям новые экспозици, больше персонифицировать материалы.
Сейчас наш музей рассказывает человеческие истории через фотографии и тексты. Мне бы хотелось внедрить технологии виртуальной реальности. Например, при помощи цифровых технологий попробовать "оживить" тех, кто погиб, чтобы они сами рассказали о своих историях, или разработать ситуацию, при которой посетители музея смогли бы мысленно переместиться в Западную Армению до периода Геноцида, почувствовать западноармянский дух, культуру, быт.
- Какие образовательные программы реализуются?
- Для того, чтобы заинтересовать молодое поколение, мы должны использовать цифровые технологии. На данном этапе планируем создать фильм для учеников старших классов, повествующий о событиях того периода в более понятном для них формате. В фильме будут использоваться анимации, VR-технологии, и т.д.
Сюжет фильма будет развиваться в сиротском приюте, там также будет показано насильственное отуречивание детей, и то, как несмотря столь юный возраст, они пытались сохранить свою идентичность, и боролись за нее. Основываясь на мемуарах, т.е. реальных историях, в фильме будут расставлены акценты на подвигах детей того периода. Надеемся, что фильм будет иметь успех, станет примером борьбы за национальные ценности. Чтобы молодые понимали, что наш фильм повествует не только о жертвах, или о потерях, но, в первую очередь, о подвигах, об отстаивании своих ценностей, благодаря которым сохранилось армянство.
Министерством образования, науки, культуры и спорта утверждена разработанная нами образовательная программа для учеников старших классов. На данный момент она действует только в одной школе, однако мы ведем работы над ее адаптацией, кроме того планируем выпустить циркуляр для педагогов, который позволит им понимать, как преподавать и как об этом рассказывать школьникам.
МИГА также организует курсы, в рамках которых школьники посещают музей-институт, наши сотрудники им представляют историю, события того периода. Музей с 2019 года также реализует программу летней школы для учителей. Мы хотим сделать все возможное, разработать такую программу, которая позволит нам рассказать о Геноциде более младшим возрастным группам. Кстати, история Холокост преподается и в начальных классах, причем, не только в Израиле.
- Назовите, пожалуйста, самое большое достижение и самую большую неудачу в процессе признания Геноцида армян
- Самое большое достижение – признание факта Геноцида армян в Османской Империи в США. Признание Штатами было важно и значимо постольку, поскольку к тому моменту события того периода Геноцидом признали уже Россия и Франция, где у нас были крупные общины.
Это также было важно для наших соотечественников, которые в основном были потомками тех, кто пережил Геноцид. Это было значимо и с точки зрения обеспечения их безопасности, памяти, борьбы за правду.
Самым трагичным, я считаю, было то, что, будучи народом, пережившим Геноцид, страной, которая боролась за признание Геноцида армян и вносит вклад в процесс предотвращения этого явления, мы не смогли предотвратить то, что произошло с нашими соотечественниками в Нагорном Карабахе. Хотя, мы в полной мере осознавали происходящее, боролись, говорили о необходимости предотвращения Геноцида, но не смогли предотвратить…
Это одна из самых трагических страниц не только в истории Армении, но и всего человечества.
Лента новостей
0