https://am.sputniknews.ru/20240830/komu-nuzhnee-zapusk-zheleznodorozhnogo-soobscheniya--ankare-ili-erevanu-79986421.html
Кому нужнее запуск железнодорожного сообщения — Анкаре или Еревану?
Кому нужнее запуск железнодорожного сообщения — Анкаре или Еревану?
Sputnik Армения
Разблокировка транспортных коммуникаций – в повестке кабмина Армении. Однако это выгодно не только Еревану, но и нашим соседям. Это приведет к экономическим и... 30.08.2024, Sputnik Армения
2024-08-30T23:39+0400
2024-08-30T23:39+0400
2024-08-30T23:39+0400
армения
новости армения
логистика
транспорт
транспортный коридор
железная дорога
коммуникации
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/06/1a/77675211_0:165:1601:1065_1920x0_80_0_0_3aeb6f5f1915673fdc1a5c984d30bf86.jpg
Армения и Турция впервые за последние годы "на земле" договорились рассмотреть возможность запуска железнодорожного сообщения между странами. Тема эта не нова, однако актуализировалась после пятого раунда переговоров спецпредставителей по урегулированию отношений Армении и Турции Рубена Рубиняна и Сердара Кылыча на пункте пропуска Алиджан — Маргара на границе двух стран.В частности, стороны договорились в соответствии с региональными тенденциями оценить технические потребности, которые создадут возможности для запуска железнодорожного пограничного пропускного пункта Акьяка — Ахурик.В этой связи на территории Армении планируется восстановление ж/д сообщения на ветках Раздан-Иджеван-Газах-Агстафа (предварительно обойдется в $318 млн), Ерасх-Горадиз (около $61,5 млн) и Гюмри-станция Ахурян (около $8-9 млн). По очень приблизительной оценке армянской стороны, только на ремонт ж/д сообщения Ереван потратит около $500 млн. При этом Ереван пока не располагает точными данными об экономическом эффекте, хотя и заверяет в очевидности выгоды.Открытие дорог и запуск ж/д сообщения через Армению нужно и Турции. Так еще в 2022 году турецкие специалисты начали разминирование участка границы с Арменией. Тогда же депутат турецкого парламента (от правящей Партии справедливости и развития) Ахмед Арслан заявлял, что открытие армяно-турецкой границы "выведет регион из тупика и позволит обеспечить Карсу выход в Среднюю Азию через Армению".Открытие границы с Арменией и запуск ж/д сообщения позволит Турции оживить экономику своих восточных регионов. Однако главная цель Турции - в перспективе получить сквозной маршрут – ж/д коридор "Карс–Гюмри–Нахиджеван–Мегри–Баку" в Азербайджан.Тут же отметим, что поезда по этому маршруту курсировали между Арменией, Турцией и Азербайджаном еще в период СССР. Однако с 1993 года ж/д сообщение между странами было прекращено по политическим причинам. К возможной эксплуатации ветки и восстановлению линии Карс-Гюмри стороны пришли к 2008 году, в период первой попытки нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. В 2009 году МИД Армении и Турции при посредничестве Швейцарии объявили о намерении подписать протоколы о нормализации двусторонних отношений между странами, и уже через два месяца планировалось открыть армяно-турецкую границу. В 2010 году руководство ОАО "РЖД" объявило, что компания начинает отрабатывать железнодорожную составляющую между Арменией и Турцией. Однако протоколы так и не были ратифицированы. Тема вновь была поднята уже после 44-дневной войны, на фоне глобальных геополитических трансформаций.Турции, стремящейся получить контроль над логистическими путями и занять ведущую роль в транспортных коридорах на треке Запад-Восток и Север-Юг, крайне важно получить сквозной маршрут в Баку через Армению. Азербайджан также заинтересован, так как получит прямую связь с Нахиджеваном, к чему власти стремились последние десятилетия, а также деньги за транзит товаров в Россию из Армении (в случае разблокирования и работы налаженной коммуникации).Что сулит Армении разблокировка железной дороги?Советник генерального директора ЗАО "ЮКЖД" Левон Акопян считает, что Армения получит существенную выгоду от запуска маршрута из Карса в Баку через свою территорию, при условии, что поезда будут ездить на приемлемых для армянской стороны и равных с остальными партнерами условиях.В интервью Sputnik Армения он отметил, что в стране налажена хорошая железнодорожная инфраструктура, достаточно высока допустимая статнагрузка (80 тонн). Акопян напомнил, что Армения была единственной страной Южного Кавказа, которая имела четыре железнодорожных стыка: из Турции в Ахурян, из Грузии в Айрум, и два из Азербайджана – в Иджеване и Ерасхе. Они сохранились до сих пор."В случае запуска железнодорожного сообщения с Турцией и Азербайджаном рассматриваются два маршрута. Один – более короткий, проходит через Иджеван, второй — длиннее, через Мегри. Последний выгоден Анкаре и Баку", - сказал Акопян.По его словам, маршрут КГНМБ начинается от Карса (Турция) до Догукапы (Турция), далее по территории Армении от Ахуряна, проходит через Гюмри до Ерасха, затем в Нахиджеван по маршруту "Садарак–Нахиджеван–Джульфа–Ордубад" (около 190 километров), вновь заезжает в Армению на участке Карчеван - Нрнадзор (Мегринский участок), затем направляется в Баку через Горадиз и Алят.Специалист поясняет, что этот маршрут длиннее. Например, протяженность дороги от столицы Армении до российского Дербента, через Мегри и Баку порядка 1075 километров. При этом короче (почти на 300 километров) и рентабельнее путь через Иджеван."Составы из турецкого Догукапы теоретически могут заезжать в Ахурян. Далее вагоны продолжат движение через Гюмри, Иджеван. В этом случае нам необходимо построить участок Фиолетово – Ванадзор. Его приблизительная стоимость $350 млн", — сказал Акопян.Далее из Бархударлы уже по территории Азербайджана поезда будут доезжать до Дербента. При этом общая протяженность дороги от Иджевана до Дербента - 750 километров.Специалист утверждает, что в случае запуска железнодорожного сообщения между Турцией, Арменией и Азербайджаном, актуальность теряет проект "Баку-Тбилиси-Карс". Грузоперевозки по линии БТК все еще остаются на низком уровне. На то есть несколько причин: в Грузии недостаточно развита инфраструктура на участке "Марабда- граница с Турцией", очень тяжелый профиль местности и затяжные подъемы."Из-за сложного рельефа перевозка груза им обходится по этому маршруту дороже. Так, если мы привозим груз, к примеру, двумя электровозами, то они аналогичное количество – уже тремя электровозами. В случае налаживания ж/д линии из Турции через Армению в Азербайджан их проект станет и вовсе нерентабельным", - сказал он.Акопян отметил, что в нынешних условиях армянская сторона может ежедневно принимать и отправлять порядка 500 вагонов. Не мешает и разность между колеей в Турции (здесь европейская — шириной 1435 мм) и Армении (российская колея, шириной 1520 мм).В этом случае составы могут заезжать на станцию "Аревик", там осуществлять выгрузку товара и погрузку на армянские вагоны на станции Ахурик (1 тонна выгрузки и погрузки обходится в $18-$19). Специалист также заверил, что при наличии политической воли, маршрут может заработать уже через полгода.Аналогичного мнения придерживается и заместитель гендиректора по кадровой политике ЗАО "ЮКЖД" Самвел Данилов. В интервью Sputnik Армения он также заверил, что железная дорога на данный момент готова к стартовому запуску ж/д сообщения с Турцией. Но для начала необходимо модернизировать станции на границе с Турцией."Персонал, технические единицы, мощности позволяют уже сейчас принять первые грузы. Пропускная способность дороги у нас до 5 млн тонн в год (на данный момент принимается до 2 млн тонн в год), поэтому дополнительные грузопотоки нам только на руку", - сказал он.Какой ожидается грузопоток?В советские годы 80% грузов Армения получала из Азербайджана по железной дороге. Ветка от Дербента, через Баку, затем Джульфу (азербайджанская), доходила до Норашена, а оттуда в Ереван. Остальные 20% груза Ереван получал через Тбилиси.В Армению из Азербайджана по железной дороге поставлялся в советское время топочный мазут, дизтопливо, бензин, масла, другие продукты нефтепереработки. Из Еревана в Баку завозились золотые изделия, агрохимикаты, ряд бытовых товаров.В нынешних реалиях запуск ж/д коридора по территории Армении позволит стране занять свою нишу в регионе, примерить роль транспортного хаба.Он, в свою очередь, может стать альтернативным маршрутом для доставки грузов из Индии и Ирана в Европу и Россию. Так, по указанному маршруту грузы из стран бассейна Персидского залива по территории Армении могут доставляться в страны Черноморского побережья, а также Средиземноморья.Кроме того, сама Армения может принимать дополнительные грузопотоки, сортировать их и отправлять определенное количество товаров в более упрощенном порядке. Открытие железной дороги послужит стимулом для экономического развития страны за счет доступа к более широким рынкам.
https://am.sputniknews.ru/20240703/sredniy-koridor-na-povestke-mozhet-li-erevan-podklyuchitsya-k-transkaspiyskomu-marshrutu-77940360.html
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/06/1a/77675211_0:0:1421:1065_1920x0_80_0_0_07be022345625a0abd596673a6f769de.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
армения, новости армения, логистика, транспорт, транспортный коридор, железная дорога, коммуникации
армения, новости армения, логистика, транспорт, транспортный коридор, железная дорога, коммуникации
Кому нужнее запуск железнодорожного сообщения — Анкаре или Еревану?
Разблокировка транспортных коммуникаций – в повестке кабмина Армении. Однако это выгодно не только Еревану, но и нашим соседям. Это приведет к экономическим и политическим трансформациям в регионе. Что это даст нашей стране — разбирался корреспондент Sputnik Армения.
Армения и Турция впервые за последние годы "на земле" договорились рассмотреть возможность запуска железнодорожного сообщения между странами. Тема эта не нова, однако актуализировалась после пятого раунда переговоров спецпредставителей по урегулированию отношений Армении и Турции Рубена Рубиняна и Сердара Кылыча на пункте пропуска Алиджан — Маргара на границе двух стран.
В частности, стороны договорились в соответствии с региональными тенденциями оценить технические потребности, которые создадут возможности для запуска железнодорожного пограничного пропускного пункта Акьяка — Ахурик.
Ереван неоднократно поднимал вопрос разблокирования транспортных коммуникаций в регионе после 44-дневной войны, среди них и восстановление ж/д сообщения между Турцией и Арменией. При этом детально свою позицию армянская сторона отразила в инициативе "Перекресток мира".
В этой связи на территории Армении планируется восстановление ж/д сообщения на ветках Раздан-Иджеван-Газах-Агстафа (предварительно обойдется в $318 млн), Ерасх-Горадиз (около $61,5 млн) и Гюмри-станция Ахурян (около $8-9 млн). По очень приблизительной оценке армянской стороны, только на ремонт ж/д сообщения Ереван потратит около $500 млн. При этом Ереван пока не располагает точными данными об экономическом эффекте, хотя и заверяет в очевидности выгоды.
Открытие дорог и запуск ж/д сообщения через Армению нужно и Турции. Так еще в 2022 году турецкие специалисты начали разминирование участка границы с Арменией. Тогда же депутат турецкого парламента (от правящей Партии справедливости и развития) Ахмед Арслан заявлял, что открытие армяно-турецкой границы "выведет регион из тупика и позволит обеспечить Карсу выход в Среднюю Азию через Армению".
Открытие границы с Арменией и запуск ж/д сообщения позволит Турции оживить экономику своих восточных регионов. Однако главная цель Турции - в перспективе получить сквозной маршрут – ж/д коридор "Карс–Гюмри–Нахиджеван–Мегри–Баку" в Азербайджан.
Тут же отметим, что поезда по этому маршруту курсировали между Арменией, Турцией и Азербайджаном еще в период СССР. Однако с 1993 года ж/д сообщение между странами было прекращено по политическим причинам. К возможной эксплуатации ветки и восстановлению линии Карс-Гюмри стороны пришли к 2008 году, в период первой попытки нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. В 2009 году МИД Армении и Турции при посредничестве Швейцарии объявили о намерении подписать протоколы о нормализации двусторонних отношений между странами, и уже через два месяца планировалось открыть армяно-турецкую границу. В 2010 году руководство ОАО "РЖД" объявило, что компания начинает отрабатывать железнодорожную составляющую между Арменией и Турцией. Однако протоколы так и не были ратифицированы. Тема вновь была поднята уже после 44-дневной войны, на фоне глобальных геополитических трансформаций.
Турции, стремящейся получить контроль над логистическими путями и занять ведущую роль в транспортных коридорах на треке Запад-Восток и Север-Юг, крайне важно получить сквозной маршрут в Баку через Армению. Азербайджан также заинтересован, так как получит прямую связь с Нахиджеваном, к чему власти стремились последние десятилетия, а также деньги за транзит товаров в Россию из Армении (в случае разблокирования и работы налаженной коммуникации).
Что сулит Армении разблокировка железной дороги?
Советник генерального директора ЗАО "ЮКЖД" Левон Акопян считает, что Армения получит существенную выгоду от запуска маршрута из Карса в Баку через свою территорию, при условии, что поезда будут ездить на приемлемых для армянской стороны и равных с остальными партнерами условиях.
В интервью Sputnik Армения он отметил, что в стране налажена хорошая железнодорожная инфраструктура, достаточно высока допустимая статнагрузка (80 тонн). Акопян напомнил, что Армения была единственной страной Южного Кавказа, которая имела четыре железнодорожных стыка: из Турции в Ахурян, из Грузии в Айрум, и два из Азербайджана – в Иджеване и Ерасхе. Они сохранились до сих пор.
"В случае запуска железнодорожного сообщения с Турцией и Азербайджаном рассматриваются два маршрута. Один – более короткий, проходит через Иджеван, второй — длиннее, через Мегри. Последний выгоден Анкаре и Баку", - сказал Акопян.
По его словам, маршрут КГНМБ начинается от Карса (Турция) до Догукапы (Турция), далее по территории Армении от Ахуряна, проходит через Гюмри до Ерасха, затем в Нахиджеван по маршруту "Садарак–Нахиджеван–Джульфа–Ордубад" (около 190 километров), вновь заезжает в Армению на участке Карчеван - Нрнадзор (Мегринский участок), затем направляется в Баку через Горадиз и Алят.
Специалист поясняет, что этот маршрут длиннее. Например, протяженность дороги от столицы Армении до российского Дербента, через Мегри и Баку порядка 1075 километров. При этом короче (почти на 300 километров) и рентабельнее путь через Иджеван.
"Составы из турецкого Догукапы теоретически могут заезжать в Ахурян. Далее вагоны продолжат движение через Гюмри, Иджеван. В этом случае нам необходимо построить участок Фиолетово – Ванадзор. Его приблизительная стоимость $350 млн", — сказал Акопян.
Далее из Бархударлы уже по территории Азербайджана поезда будут доезжать до Дербента. При этом общая протяженность дороги от Иджевана до Дербента - 750 километров.
Армянской стороне выгоден запуск ж/д сообщения через Иджеван. Теоретически этот маршрут устраивает также Турцию и Азербайджан, однако по политическим соображениям им нужнее путь через Нахиджеван.
Специалист утверждает, что в случае запуска железнодорожного сообщения между Турцией, Арменией и Азербайджаном, актуальность теряет проект "Баку-Тбилиси-Карс". Грузоперевозки по линии БТК все еще остаются на низком уровне. На то есть несколько причин: в Грузии недостаточно развита инфраструктура на участке "Марабда- граница с Турцией", очень тяжелый профиль местности и затяжные подъемы.
"Из-за сложного рельефа перевозка груза им обходится по этому маршруту дороже. Так, если мы привозим груз, к примеру, двумя электровозами, то они аналогичное количество – уже тремя электровозами. В случае налаживания ж/д линии из Турции через Армению в Азербайджан их проект станет и вовсе нерентабельным", - сказал он.
Акопян отметил, что в нынешних условиях армянская сторона может ежедневно принимать и отправлять порядка 500 вагонов. Не мешает и разность между колеей в Турции (здесь европейская — шириной 1435 мм) и Армении (российская колея, шириной 1520 мм).
В этом случае составы могут заезжать на станцию "Аревик", там осуществлять выгрузку товара и погрузку на армянские вагоны на станции Ахурик (1 тонна выгрузки и погрузки обходится в $18-$19). Специалист также заверил, что при наличии политической воли, маршрут может заработать уже через полгода.
Аналогичного мнения придерживается и заместитель гендиректора по кадровой политике ЗАО "ЮКЖД" Самвел Данилов. В интервью Sputnik Армения он также заверил, что железная дорога на данный момент готова к стартовому запуску ж/д сообщения с Турцией. Но для начала необходимо модернизировать станции на границе с Турцией.
"Персонал, технические единицы, мощности позволяют уже сейчас принять первые грузы. Пропускная способность дороги у нас до 5 млн тонн в год (на данный момент принимается до 2 млн тонн в год), поэтому дополнительные грузопотоки нам только на руку", - сказал он.
По его словам, армянские ж/д дороги готовы к дополнительным объемам и грузопотокам. Однако многое зависит от политической воли в странах.
Какой ожидается грузопоток?
В советские годы 80% грузов Армения получала из Азербайджана по железной дороге. Ветка от Дербента, через Баку, затем Джульфу (азербайджанская), доходила до Норашена, а оттуда в Ереван. Остальные 20% груза Ереван получал через Тбилиси.
В Армению из Азербайджана по железной дороге поставлялся в советское время топочный мазут, дизтопливо, бензин, масла, другие продукты нефтепереработки. Из Еревана в Баку завозились золотые изделия, агрохимикаты, ряд бытовых товаров.
В нынешних реалиях запуск ж/д коридора по территории Армении позволит стране занять свою нишу в регионе, примерить роль транспортного хаба.
Он, в свою очередь, может стать альтернативным маршрутом для доставки грузов из Индии и Ирана в Европу и Россию. Так, по указанному маршруту грузы из стран бассейна Персидского залива по территории Армении могут доставляться в страны Черноморского побережья, а также Средиземноморья.
Кроме того, сама Армения может принимать дополнительные грузопотоки, сортировать их и отправлять определенное количество товаров в более упрощенном порядке. Открытие железной дороги послужит стимулом для экономического развития страны за счет доступа к более широким рынкам.