https://am.sputniknews.ru/20250720/armeniya--okno-na-yuzhnyy-kavkaz-pochemu-ankara-khochet-probit-zangezurskiy-koridor-91474801.html
Армения – окно на Южный Кавказ: почему Анкара хочет пробить "Зангезурский коридор"?
Армения – окно на Южный Кавказ: почему Анкара хочет пробить "Зангезурский коридор"?
Sputnik Армения
Ереван и Баку по-разному трактуют маршрут для связи Азербайджана и Нахиджевана. Армянская сторона после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе неоднократно... 20.07.2025, Sputnik Армения
2025-07-20T19:10+0400
2025-07-20T19:10+0400
2025-09-10T18:25+0400
армения
новости армения
азербайджан
южный кавказ
ближний восток
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/07/12/91480650_0:129:1600:1029_1920x0_80_0_0_9e9519cd170cbd1589c5320040e6a9d6.jpg
Ереван и Баку по-разному трактуют маршрут для связи Азербайджана и Нахиджевана. Армянская сторона после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе неоднократно заявляла, что готова предоставить дорогу, а не экстерриториальной коридор. Однако Баку и Анкара настаивают на так называемом "Зангезурском коридоре".Вопрос предоставления Арменией пути через свою территорию для связи Азербайджана и Нахиджевана актуализировался после прямых переговоров Пашинян-Алиев в Абу-Даби.В синхронизированных официальных релизах МИД Армении и Азербайджана было лишь указание на обсуждение различных аспектов межгосударственной повестки нормализации отношений. Зато из Абу-Даби азербайджанские СМИ сразу написали, что речь шла об "открытии и развитии Зангезурского коридора". Ереван в ответ это опроверг, уточнив, что "все позиции, выраженные в Абу-Даби, изложены в проекте "Перекресток мира". Однако масло в огонь подлил посол США в Турции Томас Баррак. В частности, он заявил, что Вашингтон мог бы арендовать 32 км дороги в Сюнике на 100 лет. Таким образом, муссируемое до того участие американцев в этом проекте было подтверждено.Коридор или дорогаТема дороги через Армению обсуждается последние пять лет. Ереван предлагает два варианта для связи Баку и Нахиджевана через Сюникскую область — железнодорожный и автомобильный. В первом случае маршрут пролегает через ж/д ветку в Мегри (протяженность — 41–43 км): так грузы из Баку через Горадиз доедут до Мегри, оттуда — в Ордубад, далее — на станцию Джульфа (в Иране) и через погранпереход — в Нахиджеван (маршрут, который был согласован трехсторонней рабочей группой вице-премьеров Оверчук—Григорян—Мустафаев).В случае автомобильного маршрута, который, судя по всему, и имел в виду посол США, есть два варианта. Однако его протяженность — далеко не 32 км: по разным оценкам, длина дороги доходит до 40 км, а то и до 48 км (в зависимости от участка). Если будет построена прямая магистраль из Караунджа в Ангехакот, где Ереван планирует установить КПП в случае разблокирования, то длина дороги составит чуть более 48 км.Однако наиболее вероятным на данном этапе считается другой вариант — автомобильная дорога, которая будет пролегать параллельно ж/д. В этом случае грузы из Баку будут доезжать до поселка Агбенд (Зангилан/Ковсакан), далее — в Мегри, и выезжать Нахиджеван — в районе Ордубада.При этом Армения неоднократно заявляла, что категорически против экстерриториального коридора. Поэтому заезжающие на территорию Армении грузы должны проходить таможенное оформление армянскими пограничниками или международной компанией-оператором. Ереван допускает открытие маршрутов на этих участках по принципам "фронт-офис и бэк офис" или "взаимности". Армянская сторона готова доверить таможенные процедуры международной компании, при условии, что она также будет осуществлять контроль и в Баку. На фоне заверений МИД и пресс-секретаря премьера о том, что речь не идет о передаче управления дорогой третьей стороне, в обращение был запущен термин "аутсорсинг дороги". Пашинян признал, что американские предложения по реализации этой процедуры заинтересовали правительство Армении. Впрочем, эксперты обратили внимание на смену риторики премьера Армении. В частности, он больше не использует принцип "взаимности" в контексте разблокирования региональных коммуникаций. Ранее власти указывали на 4 принципа разблокирования: территориальная целостность, суверенитет, юрисдикция и взаимность.Дело в том, что Азербайджан и Турция отвергают принцип взаимности, настаивая на коридорной логике для связи с Нахиджеваном. Это подтверждают сделанные в последний период заявления в Анкаре и Баку. Так, буквально на днях заместитель председателя партии справедливости и развития Турции Коршак Зурлу в своем X назвал совместные шаги в направлении "Зангезурского коридора" историческим процессом — как для Турции, так и для всего тюркского мира. По его словам, этот проект символизирует не только экономическое, но и глубинное политическое и культурное сближение тюркских государств.Традиционно сообщение между Азербайджаном и Нахиджеваном осуществляется воздушным путем и посредством сухопутной дороги через территорию Ирана, которая не совсем благоустроена. Грузы из Баку доставляются в Иран через азербайджанский город Билясувар и оттуда по разным дорогам — в Нахиджеван. В Баку утверждают, что оба варианта затратны для перевозки грузов, поэтому хотят пробить маршрут через Армению.В этой связи Иран предложил Азербайджану дорогу в пяти километрах от границы с Арменией — так называемый "запасной" альтернативный вариант для связи с Нахиджеваном. Новый путь на 9 км длиннее мегринского маршрута. Грузы из Баку через Горадиз будут доставляться до поселка Агбенд, далее — по автомобильному, а в будущем и по железнодорожному мосту — транспортироваться на территорию Ирана и по дороге протяженностью 50 км доставляться в Нахиджеван. Однако этот вариант не устраивает Анкару, так как проходящие грузы на иранском участке должны контролироваться Тегераном.Почему "Зангезур" нужен Турции?Так называемый "Зангезурский коридор" нужен в первую очередь Турции, так как вписывается в глобальный план Анкары по установлению гегемонии от Южного Кавказа до Центральной Азии. Более того, маршрут в будущем планируют интегрировать с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ), или более известным как Средний (Срединный) коридор — через ж/д Баку—Тбилиси—Карс.Маршрут пролегает от Турции до Кавказа, пересекает Каспийское море и через Туркменистан и Казахстан достигает Китая. Заполучив "Зангезурский коридор", Анкара фактически установит свое влияние на Южном Кавказе, полностью вытеснив Россию. На этом фоне многократно возрастёт роль Среднего коридора, в котором ключевую нишу займет Турция. Таким образом она укрепит свою экономическую и политическую интеграцию, особенно с тюркскими государствами Центральной Азии, и займет роль стратегического моста между Азией и Европой.Чтобы закрепить свои позиции, с 2023 года Анкара реализует работы по амбициозному проекту "Дороги развития", активно отстраивая на средства ОАЭ иракский порт Гранд-Фау недалеко от Персидского залива, у города Басра. Он должен стать одним из самых крупных и глубоководных на Ближнем Востоке.Эрдогановская идея направлена на установление контроля над торговыми путями и товаропотоками, а также на ослабление влияния России, Ирана и Индии в двух ключевых регионах. Растущая роль Анкары и ее контроль над логистикой не сулит ничего хорошего и Еревану. Более того, это может усугубить транспортную блокаду страны.В случае реализации всех этих проектов и доступа Анкары к "Зангезурскому коридору", встанет вопрос суверенитета не только Армении, но и всего Южного Кавказа.Это приведет к ослаблению роли Китая на данном треке, при этом потеряют актуальность транспортные проекты, инициированные Ираном совместно с Арменией, а также уже почти готовая российская инициатива международного транспортного коридора "Север-Юг".Поэтому Армения должна проявить твердость и помешать планам Турции, при этом сохранить свою нишу в проектах, реализуемых Россией, Индией и Ираном.
азербайджан
ближний восток
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e9/07/12/91480650_89:0:1513:1068_1920x0_80_0_0_fa4393019b5e355d878b46a12f287ea0.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Лаура Саркисян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/07e8/0c/0d/83940656_220:0:1074:854_100x100_80_0_0_40ad654bdab3ffdb548ce4517204c718.jpg
армения, новости армения, азербайджан, южный кавказ, ближний восток
армения, новости армения, азербайджан, южный кавказ, ближний восток
Ереван и Баку по-разному трактуют маршрут для связи Азербайджана и Нахиджевана. Армянская сторона после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе неоднократно заявляла, что готова предоставить дорогу, а не экстерриториальной коридор. Однако Баку и Анкара настаивают на так называемом "Зангезурском коридоре".
Вопрос предоставления Арменией пути через свою территорию для связи Азербайджана и Нахиджевана актуализировался после прямых переговоров Пашинян-Алиев в Абу-Даби.
В синхронизированных официальных релизах МИД Армении и Азербайджана было лишь указание на обсуждение различных аспектов межгосударственной повестки нормализации отношений. Зато из Абу-Даби азербайджанские СМИ сразу написали, что речь шла об "открытии и развитии Зангезурского коридора". Ереван в ответ это опроверг, уточнив, что "все позиции, выраженные в Абу-Даби, изложены в проекте "Перекресток мира". Однако масло в огонь подлил посол США в Турции Томас Баррак. В частности, он заявил, что Вашингтон мог бы арендовать 32 км дороги в Сюнике на 100 лет. Таким образом, муссируемое до того участие американцев в этом проекте было подтверждено.
Тема дороги через Армению обсуждается последние пять лет. Ереван предлагает два варианта для связи Баку и Нахиджевана через Сюникскую область — железнодорожный и автомобильный. В первом случае маршрут пролегает через ж/д ветку в Мегри (протяженность — 41–43 км): так грузы из Баку через Горадиз доедут до Мегри, оттуда — в Ордубад, далее — на станцию Джульфа (в Иране) и через погранпереход — в Нахиджеван (маршрут, который был
согласован трехсторонней рабочей группой вице-премьеров Оверчук—Григорян—Мустафаев).
В случае автомобильного маршрута, который, судя по всему, и имел в виду посол США, есть два варианта. Однако его протяженность — далеко не 32 км: по разным оценкам, длина дороги доходит до 40 км, а то и до 48 км (в зависимости от участка). Если будет построена прямая магистраль из Караунджа в Ангехакот, где Ереван планирует установить КПП в случае разблокирования, то длина дороги составит чуть более 48 км.
Однако наиболее вероятным на данном этапе считается другой вариант — автомобильная дорога, которая будет пролегать параллельно ж/д. В этом случае грузы из Баку будут доезжать до поселка Агбенд (Зангилан/Ковсакан), далее — в Мегри, и выезжать Нахиджеван — в районе Ордубада.
При этом Армения неоднократно заявляла, что категорически против экстерриториального коридора. Поэтому заезжающие на территорию Армении грузы должны проходить таможенное оформление армянскими пограничниками или международной компанией-оператором. Ереван допускает открытие маршрутов на этих участках по принципам "фронт-офис и бэк офис" или "взаимности". Армянская сторона готова доверить таможенные процедуры международной компании, при условии, что она также будет осуществлять контроль и в Баку. На фоне заверений МИД и пресс-секретаря премьера о том, что речь не идет о передаче управления дорогой третьей стороне, в обращение был запущен термин "аутсорсинг дороги". Пашинян признал, что американские предложения по реализации этой процедуры заинтересовали правительство Армении. Впрочем, эксперты обратили внимание на смену риторики премьера Армении. В частности, он больше не использует принцип "взаимности" в контексте разблокирования региональных коммуникаций. Ранее власти указывали на 4 принципа разблокирования: территориальная целостность, суверенитет, юрисдикция и взаимность.
Дело в том, что Азербайджан и Турция отвергают принцип взаимности, настаивая на коридорной логике для связи с Нахиджеваном. Это подтверждают сделанные в последний период заявления в Анкаре и Баку. Так, буквально на днях заместитель председателя партии справедливости и развития Турции Коршак Зурлу в
своем X назвал совместные шаги в направлении "Зангезурского коридора" историческим процессом — как для Турции, так и для всего тюркского мира. По его словам, этот проект символизирует не только экономическое, но и глубинное политическое и культурное сближение тюркских государств.
Традиционно сообщение между Азербайджаном и Нахиджеваном осуществляется воздушным путем и посредством сухопутной дороги через территорию Ирана, которая не совсем благоустроена. Грузы из Баку доставляются в Иран через азербайджанский город Билясувар и оттуда по разным дорогам — в Нахиджеван. В Баку утверждают, что оба варианта затратны для перевозки грузов, поэтому хотят пробить маршрут через Армению.
В этой связи Иран предложил Азербайджану дорогу в пяти километрах от границы с Арменией — так называемый "запасной" альтернативный вариант для связи с Нахиджеваном. Новый путь на 9 км длиннее мегринского маршрута. Грузы из Баку через Горадиз будут доставляться до поселка Агбенд, далее — по автомобильному, а в будущем и по железнодорожному мосту — транспортироваться на территорию Ирана и по дороге протяженностью 50 км доставляться в Нахиджеван. Однако этот вариант не устраивает Анкару, так как проходящие грузы на иранском участке должны контролироваться Тегераном.
Почему "Зангезур" нужен Турции?
Так называемый "Зангезурский коридор" нужен в первую очередь Турции, так как вписывается в глобальный план Анкары по установлению гегемонии от Южного Кавказа до Центральной Азии. Более того, маршрут в будущем планируют интегрировать с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ), или более известным как Средний (Срединный) коридор — через ж/д Баку—Тбилиси—Карс.
Маршрут пролегает от Турции до Кавказа, пересекает Каспийское море и через Туркменистан и Казахстан достигает Китая. Заполучив "Зангезурский коридор", Анкара фактически установит свое влияние на Южном Кавказе, полностью вытеснив Россию. На этом фоне многократно возрастёт роль Среднего коридора, в котором ключевую нишу займет Турция. Таким образом она укрепит свою экономическую и политическую интеграцию, особенно с тюркскими государствами Центральной Азии, и займет роль стратегического моста между Азией и Европой.
Чтобы закрепить свои позиции, с 2023 года Анкара
реализует работы по амбициозному проекту "Дороги развития", активно отстраивая на средства ОАЭ иракский порт Гранд-Фау недалеко от Персидского залива, у города Басра. Он должен стать одним из самых крупных и глубоководных на Ближнем Востоке.
Эрдогановская идея направлена на установление контроля над торговыми путями и товаропотоками, а также на ослабление влияния России,
Ирана и Индии в двух ключевых регионах. Растущая роль Анкары и ее контроль над логистикой не сулит ничего хорошего и Еревану. Более того, это может усугубить транспортную блокаду страны.
В случае реализации всех этих проектов и доступа Анкары к "Зангезурскому коридору", встанет вопрос суверенитета не только Армении, но и всего Южного Кавказа.
Это приведет к ослаблению роли Китая на данном треке, при этом потеряют актуальность транспортные проекты,
инициированные Ираном совместно с Арменией, а также уже почти готовая российская инициатива международного транспортного коридора "Север-Юг".
Поэтому Армения должна проявить твердость и помешать планам Турции, при этом сохранить свою нишу в проектах, реализуемых Россией, Индией и Ираном.