Баку манипулирует, говоря о позиции Ирана: эксперт о заявлениях Алиева

© Photo : азербайджанские СМИПрезиденты Ирана и Азербайджана Масуд Пезешкиан и Ильхам Алиев (4 июля 2025). Шуши
Президенты Ирана и Азербайджана Масуд Пезешкиан и Ильхам Алиев (4 июля 2025). Шуши - Sputnik Армения, 1920, 28.08.2025
Подписаться
Азербайджан и Турция стремятся перехватить контроль над региональной логистикой и лишить Армению и Иран возможности занять свою нишу в транспортных проектах с подключением Южного Кавказа.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев манипулирует, когда говорит, что у Баку и Тегерана совпадают мнения касательно так называемого "Зангезурского коридора". Более того, он пытается показать международному сообществу, что в Иране поддерживают азербайджанскую инициативу. Об этом в интервью Sputnik Армения сообщил иранист Нвер Давтян.
Ранее азербайджанский лидер в интервью Al Arabiya заявил, что для него официальная позиция Тегерана ограничивается мнением президента Ирана Масуда Пезешкиана и главы МИД республики. Следовательно, она абсолютно разумна и якобы основана на том, что так называемый "Зангезурский коридор" не представляет никакой угрозы Ирану.

"В заявлениях Алиева были тезисы, не соответствующие реальности. Так, он заявил, что Пезешкиан не против коридора (по территории Армении), в то время как заявления иранских высокопоставленных лиц и чиновников более консервативных взглядов, в том числе официальная позиция МИД, свидетельствуют об обратном", — сказал Давтян.

По его словам, термин "Зангезурский коридор" — внутренний нарратив Анкары и Баку, и они под ним подразумевают экстерриториальный коридор. Однако это мнение не разделяют в Тегеране, о чем неоднократно заявляла иранская сторона. На сегодняшний день Азербайджан и Турция пытаются играть на внешнюю аудиторию, представляя "Зангезурский коридор" частью мегапроекта. В эту логику умещается и заявление Алиева о том, что Иран якобы поддерживает инициативу Баку, и что, по мнению Пезешкиана, этот "коридор" не представляет никакой угрозы Ирану.
"Они пытаются показать, что коридор, в их представлении, точно такой же, как видят в Иране дорогу через Армению", — сказал Давтян.
При этом Давтян считает сомнительным продвигаемый Алиевым нарратив о том, что при запуске "коридора" через Армению граница для Ирана не закрывается. Он уверен, что Анкара и Баку всячески стремятся вогнать в зависимость Иран и Армению, стремящихся выйти к Черному морю. На это указывает и скорая закладка железной дороги Карс — Игдыр — Аралык — Дилуджу, которая пролегает по территории Турции и выходит к Нахиджевану (маршрут хорошо виден на инфографике турецкого агентства Анадолу ред.). Старт маршруту был дан как раз после того, как Армения и Иран договорились о запуске железнодорожного маршрута из стран бассейна Персидского залива к Черному морю.
© Photo : AnadoluЖ/д магистраль Карс-Игдир-Аралык-Дилиджу
Ж/д магистраль Карс-Игдир-Аралык-Дилиджу - Sputnik Армения, 1920, 28.08.2025
Ж/д магистраль Карс-Игдир-Аралык-Дилиджу
Дело в том, что этот маршрут в будущем станет альтернативой для выхода стран бассейна Персидского залива к Черному морю. В то же время Армения неоднократно заявляла, что у нее есть своя уже построенная железная дорога в Гюмри, и страна может перенаправлять грузы по ж/д через территорию Грузии к Черному морю. Специалист не исключает, что Анкара сможет манипулировать и поставить перед Ереваном и Тегераном условие, чтобы они использовали не армянский маршрут для связи с Черным морем, а турецкий.
Следует отметить, что Иран может получить ж/д доступ к портам Черного моря по территории Армении по двум направлениям: через Грузию и Турцию. Так, грузы из стран бассейна Персидского залива могут по ж/д ветке из Мегри через Нахиджеван доставляться до Ерасха, оттуда по территории Грузии к морю. Другое ответвление может быть из Гюмри в Карс и далее с выходом к морю.
Только вот Давтян обращает внимание на тот факт, что Турция активными темпами строит ж/д в сторону Нахиджевана. Так грузы к Черному морю будут поступать из Нахиджевана сразу по турецкой ветке, фактически в обход Армении и Грузии. Он видит во всем этом одно — желание азербайджано-турецкого тандема поставить в зависимость от Баку и Анкары грузопотоки, которые будут идти по этому направлению.
Примечательно, что эту ветку попытаются интегрировать с МТК "Север–Юг". Эксперт пояснил, что под предложением Алиева Ирану о том, что он может воспользоваться артерией "Север–Юг", как раз подразумевалась железная дорога, проходящая через Турцию.

Что делать Еревану?

Что касается альтернативного маршрута через Иран для связи Азербайджана с Нахиджеваном, Давтян не считает, что он станет основным для Баку в случае запуска "Зангезура".
Речь идет о вложениях в так называемый "запасной" вариант связи между Азербайджаном и Нахиджеваном. В 2022 году был подписан меморандум о строительстве транспортного коридора, который состоит из железнодорожных путей, автомобильной дороги и линий электропередачи. Иранский участок дороги проходит всего в пяти километрах от южной границы Армении. В октябре 2023 года был заложен фундамент моста, соединяющего Азербайджан и Иран в районе поселка Агбенд (Зангилан/Ковсакан).
© Sputnik / Vahram MkrtchyanМаршрут из Азербайджана в Нахиджеван через Иран
Маршрут из Азербайджана в Нахиджеван через Иран  - Sputnik Армения, 1920, 28.08.2025
Маршрут из Азербайджана в Нахиджеван через Иран
В планах у Баку и Анкары — продление ветки от Нахиджевана через Игдир до Карса.

"Азербайджан хоть и инвестирует в проект, однако дорога через Иран необходима Баку в качестве альтернативы, и в случае запуска маршрута через Мегри ее будут использовать лишь в редких случаях", — отметил он.

В этой связи для нивелирования возрастающего влияния Анкары и Баку в транспортных проектах на Южном Кавказе Ереван должен сохранить контроль над армяно-иранской границей, исключить возможность экстерриториального коридора, инвестировать в строительство железной дороги Мегри – Ерасх либо найти инвесторов.
Теоретически заинтересованность в строительстве 43 км ж/д на территории Армении может быть у ОАЭ, Китая, Индии. Мегринский участок может быть интересен арабским компаниями для последующего выхода к странам ЕАЭС через Армению и Грузию. Китайской стороне — в качестве альтернативной артерии "Среднего коридора", Индии — для выхода к ЧМ через иранский порт Чабахар, далее ж/д Мегри — Нахиджеван — Ерасх.
Для Ирана также важна связь через Армению со странами ЕАЭС, в особенности с Россией. В настоящее время есть вариант ж/д сообщения через маршрут Решт–Астара (по территории Азербайджана и Ирана), однако здесь дорога еще не достроена. Кроме того, Азербайджан не является членом ЕАЭС. Эксперт пояснил, что в этом контексте Ереван остается альтернативным звеном для выхода Ирана к рынкам союза, а проектируемая железная дорога Мегри – Ерасх (43 км) может стать ключевым элементом этой стратегии.
Лента новостей
0