ЕРЕВАН, 12 апр — Sputnik, Лаура Саркисян. Легендарный балетмейстер Борис Эйфман представит свою интерпретацию романа "Анна Каренина" на сцене Национальной театра оперы и балета им. Спендиарова в Ереване.
Его героиня погибнет, чтобы вновь воскреснуть.
Одержимость женщины
"Первый психоанализ открыл до Фрейда Лев Толстой", — весело шутит Борис Яковлевич на встрече с журналистами и добавляет, что "Анна Каренина — возможность погрузиться в зависимость, в болезнь, в одержимость женщины".
Балетмейстер пытается показать женщину в экстремальной ситуации, в ситуации, когда "женщина-супруга, женщина-мать одержима своей страстью, и этот болезненный микроб, попавший в ее организм, потихоньку убивает ее изнутри".
"Когда она бросалась под поезд, она убивала не себя, а ту, другую, в себе", — сказал Эйфман, добавив, то именно этот образ предстанет вечером перед зрителем.
Трагедия одиночества
У балетмейстера в репертуаре много трагических постановок. Через трагедию Эйфман открывает философию своих героев, показывает, как можно выйти из положения даже в самых экстремальных ситуациях.
"Помню, как в студенческие годы, находясь вдали от дома, писал своей маме письма. Однажды она приехала ко мне без предупреждения, потому, что мои письма были полны, как ей показалось, грусти", — сказал Эйфман.
Мало кто знает, что дипломной работой Бориса Эйфмана стал балет Арама Ильича Хачатуряна — "Гаяне" (первоначальное название "Счастье" — Sputnik). На тот момент Борису Яковлевичу было 23 года.
Он рассказал, что первая его встреча с Арамом Хачатуряном состоялась в доме композитора.
"Ко мне вышел Арам Ильич в халате. Он окинул меня взглядом и сказал, "молодой человек, с хореографами встречаюсь только в суде"", — сказал Эйфман.
Как оказалось, в тот период музыку Арама Ильича постоянно резали на свой лад различные хореографы, а Хачатурян противился этому. Несмотря на то, что и Эйфман по-своему поставил в итоге "Гаяне", тем не менее, они с Арамом Ильичем стали хорошими друзьями.
"Моя "Гаяне" — трагедия одиночества и потери себя. Вначале Арам Ильич не хотел принимать это, но в итоге согласился. Я согласовывал с ним каждый кусок", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Эйфман.
Он вспоминает, как много бурчал на него Хачатурян за подобную интерпретацию "Гаяне", но в итоге согласился.
Эйфман признается, что Арам Ильич ему запомнился как большой, умный, мудрый и неординарный человек, как большой и позитивный ребенок.
"Однажды Хачатурян сказал мне: Вы меня (имеет в виду его произведения) не очень режьте, не режьте меня, знайте, что этим вы режете по моему сердцу… Он мне дал совет, который я помню до сих пор — относиться очень бережно к композиторам", — отметил Эйфман.
Звезды и космос
Творческий путь Бориса Яковлевича начался в 13 лет. Но осознание, что балет — его стихия, пришло намного раньше. Сегодня Эйфман часто смотрит на звезды, и бросая взгляд на небо, мечтает о разном, ведь для него звезды и космос — особое соотношение человека и мира.
"Мы на самом деле такие маленькие, и наша жизнь так мимолетно проходит, тут возникает вопрос к себе, как жить — натуральной жизнью, сколько тебе Бог дал или мучаться — что-то успеть сделать, несмотря на осознание того, что ты песчинка", — рассказал Эйфман, добавив, что каждый решает для себя сам.
Борис Яковлевич сделал свой выбор и живет полноценной жизнью, какой хочет жить и в дальнейшем.