ЕРЕВАН, 2 июн — Sputnik. Государство должно оказать поддержку и обеспечить защиту армянского авиаперевозчика, и дело не только в законодательстве. Такое мнение высказали сегодня председатель общественной организации "Национальное объединение авиации" Дмитрий Атбашьян и член подкомиссии по авиации Общественного совета Армении Акоп Чагарян.
Армения осталась без национального авиаперевозчика после банкротства компании "Армавиа" в 2013 году. Следом на авиарынок Армении вышла компания Air Armenia, которая однако в октябре 2014 года оказалась на грани банкротства и приостановила авиарейсы. С конца апреля начал осуществлять полеты авиакомпания "Армения".
Председатель подкомиссии по авиации Общественного совета Армении, глава общественной организации "Национальное объединение авиации" Дмитрий Атбашьян видит основную причину неудач армянских авиакомпаний в законодательстве.
"Сегодняшние проблемы начались не год, не два, не пять назад. Раньше гражданская авиация в Армении была очень развита, 5,5 миллионов человек в год летали на армянских самолетах", — сказал Атбашьян.
До 2003 года, когда начался распад нашей авиации. в Армении действовал воздушный кодекс СССР, несмотря на распад страны. "Национальное объединение авиации" предложило свой вариант, однако он не прошел, был принят нынешний "Закон об авиации".
Однако, по словам Атбашьяна, в нем не были рассчитаны программа развития авиации, ответственность за нее не была ни на кого возложена.
"Мы предупреждали, что через десять лет, авиация будет разрушена, так и случилось. Попытки работать в Армении были, но они не смогли работать — основная причина провала в том, что Армения не имеет хорошего законодательного поля в сфере авиации", — сказал Атбашьян.
По его словам, ими уже предложен второй вариант нового законопроекта на рассмотрение Национального собрания. Основным пунктом законопроекта является то, что главный орган авиации (ГУГА) должен заниматься развитием сферы, ответственность за это будет зафиксирована.
Он подчеркнул, что развал "Armavia", вопреки распространенному мнению, был связан не только с неудачным руководством, но и бездействием государства.
В свою очередь, член подкомиссии по авиации Общественного совета Армении бывший летчик Акоп Чагарян согласился в ответственности государства, однако призвал искать решения не в законодательстве.
Он отметил, что в свое время был первым основателем частной авиакомпании в Армении, поэтому хорошо знаком с ситуацией в сфере законодательства.
"Никто не сомневается, что каждая страна должна иметь своего перевозчика, особенно в условиях таких соседей. Но в данном случае законодательство не является основой для эффективности работы национальных авиакомпаний", — сказал Чагарян.
По мнению эксперта, важным является наличие подходов, а не частично действующего законодательства. Чагарян считает, что на самом высоком государственном уровне необходимо поддержать создание и деятельность национального перевозчика.
Он отметил, что, например, цены в аэропорту "Звартноц", в сравнении с показателями Тбилиси и Баку, значительны выше. Расходы на обслуживание в армянском аэропорту, даже для армянских компаний выше в среднем на 30%, что и отражается на билетах.
Кроме предоставления льготных условий на приобретение топлива, обслуживания в ереванском аэропорту, государство также должно защищать армянские компании от демпинга со стороны крупных иностранных компаний. Так Air Armenia был выбит с рынка конкурентами за счет демпинга.
По мнению Чагаряна, это можно доказать и бороться против такой политики. Международная практика знает много примеров подобной борьбы с помощью судебных решений.
"Государство должно защищать армянских перевозчиков от демпинга и других видов нечестной конкуренции, а политика свободного неба должна быть внедрена постепенно", — считает эксперт.