Мультиинструменталист Виталий Погосян: душа живет в дудуке

© PeterburgМультиинструменталист Виталий Погосян
Мультиинструменталист Виталий Погосян - Sputnik Армения
Подписаться
В интервью Sputnik один из самых востребованных дудукистов России Виталий Погосян рассказал о своем творчестве и сотрудничестве с узбекской фолк-группой. Беседовал Лев Рыжков.

III Московский Международный фестиваль дудука, который недавно прошел в Москве, открыл много удивительных имен. Увидеть этих замечательных артистов на одной сцене можно только раз в году.

Одним из самых ярких исполнителей оказался мультиинструменталист Виталий Погосян из Санкт-Петербурга — лидер и основатель музыкальной группы "Дудук-бэнд". На фестивальную сцену он — скромный, маленький человечек в большой кепке — вышел вместе с роскошной красавицей, которая подыгрывала ему на перкуссии, а во втором отделении Виталий Погосян музицировал в сопровождении симфонического оркестра.

От простого к сложному

— Виталий, вы — известный мультиинструменталист. Помните свой первый инструмент?

— Первый музыкальный инструмент у меня появился в три года — маленький детский аккордеон "Малыш" зеленого цвета. Я играл на нем. И, видимо, успешно. 

Потом я нашел у нас в доме, в подвале, гитару. Никто не знал историю этой гитары, но она у нас была без струн. 

Армянский национальный инструмент - Sputnik Армения
Армянский дудук или "звучащий" абрикос
Мне тогда было шесть лет, но я знал, как заставить ее звучать. Я попросил у мамы денег. А потом пошел, купил струны, поставил их. Не сам, конечно. Советовался с людьми. Я ходил, смотрел, как играют на гитаре. Стал повторять за гитаристами. Потом некоторое время учился играть на армянской флейте.

— А после нее, получается, на дудуке?

— Дудук ко мне пришел в гораздо более позднем возрасте. Мне уже было за двадцать пять. И я уже был готов к этому инструменту. То есть душа моя была настроена ему в тон. Я уже многое понимал. В том числе то, что я буду играть, каким будет репертуар.

— Вы, как я заметил, предпочитаете более современную музыку.

Конечно, я очень уважаю школу дудука, которая есть в Армении. Да, она работает долгие годы, из нее вышли великолепные музыканты. Но мне всегда хотелось от этого инструмента чего-то немножко другого, иной звуковой картины. Я очень уважаю при этом творчество традиционных армянских дудукистов. Я часто их слушаю. Потому что это очень важно для развития. Но вот при этом я все-таки нашел свою картину.

У меня — свой фирменный тембр, который я придумал для себя. Я советую молодым: "Надо играть традиционную музыку, но при этом всегда стараться, чтобы вас без видеозаписи, только по звуку узнавали". А то ведь бывает, что по звуку одного музыканта от другого — не отличишь. Потому что одна школа, одна схема.

— Что, по-вашему, главное на сцене — внешний вид или мастерство? Или что-то третье?

— Я бывал на очень многих концертах. Мне очень важно было, как музыкант стоит на сцене, какая у него улыбка при этом. Никогда мне не было важно, как он одет. Меня всегда интересовало, насколько энергетически артист захватывает людей. Вы знаете, мне очень понравилась, например, энергетика Сосо Павлиашвили. Не из-за того, что он — представитель Кавказа. Просто человек выкладывается. С годами ты все равно понимаешь — где коммерция, а где душа.

Армянин в амплуа узбека

— А как вы попали в узбекскую фолк-группу "Обморок и мама", которая исполняет восточные версии поп- и рок-шлягеров? Чем оказалась вам близка узбекская музыка?

— На самом деле, все началось в 1989 году. Я поступил в Ленинградский государственный университет, на исторический факультет. Жил какое-то время в общежитии. И какой-то парень подошел ко мне (он знал, что я играю на разных музыкальных инструментах). Он сказал: "Есть у нас тут узбекское общество. И им нужен человек, который сыграл бы вместе с ними узбекскую песню в День города Ташкента в Ленинграде".

Абрикосы - Sputnik Армения
Made in Armenia: абрикосы "с характером" у подножия Арарата

Я и согласился. В принципе, понятно, что я играю восточную музыку на разных инструментах. И они это знали, и поэтому позвали именно меня. И вот там я познакомился с Ихтияром Кадыровым. И стали выступать на праздниках. Очень редко. Ихтияр пел и играл на барабане. Но он пел не "приколы", а серьезные узбекские песни.

А потом судьба развела нас в разные стороны. Мы же не были единым коллективом. Прошло много лет. Я продолжал заниматься музыкой и своей карьерой. А у Ихтияра тем временем в творчестве стало развиваться направление "приколов". Он стал очень востребован. Его приглашали на корпоративы, ему устраивали концерты.

Ихтияр выступал сначала один. Потом с музыкантами, которые играли на таре. А дальше в коллективе появился музыкант Алексей Бараков — выпускник Ленинградского института культуры. Алексей стал играть на аккордеоне.

— "Обморок и мама" — узбекская этно-группа. Не логичней было взять в аккордеонисты узбека?

— Алексей Бараков очень интересно и необычно играет. У этого парня — крайне редкий подход к игре на аккордеоне. К тому же, у него еще и инструмент очень странный. Клавиши выглядят как кнопки у баяна. Но на самом деле это — аккордеон. И на нем очень удобно, например, взять октаву. Если на обычном аккордеоне надо растягивать всю ладонь, то Алексей может взять октаву указательным и средним пальцем.

— Не надо мучиться.

— Да, мучиться и растягивать пальцы не надо. Можно зигзагообразно взять нужный аккорд. Очень хитрая схема игры. Этот способ игры называется "методом Кравцова", и владеют им очень немногие. И вот я периодически приглашаю Алексея принять участие в концертах группы "Дудук-бэнд". Он и там тоже играет. Потому что нам очень нравится его стиль игры.

— Все ждут, когда же в составе группы "Обморок и мама" появитесь вы.

Дудук - Sputnik Армения
Золотые звуки дудука

Когда "Обморок и мама" стала уже много гастролировать, Ихтияр вспомнил про меня и пригласил в группу. Он позвонил мне, рассказал, что и как. То, что они делали, оказалось для меня близким. Я бы с удовольствием все это играл. Но на тот момент у меня совершенно не было возможности гастролировать.

— То есть вы отказались?

— Я сказал, что смогу ездить на гастроли примерно через год.

— И Ихтияр вас дождался?

— Да. Так и получилось — где-то через год после приглашения я полностью влился в этот со всех сторон замечательный коллектив.

— А чем он замечателен для вас?

— Тем, что среди профессионалов редко бывает — душевная и простая атмосфера в коллективе. А артисты с теплотой относятся друг к другу и обладают чувством юмора. Но при этом играют с очень серьезными лицами! И делают это очень смешно.

Московский международный фестиваль дудука - Sputnik Армения
Магия дудука в Москве

Пропуск в шоу-бизнес

— Виталий, вы родились в Армении?

— Я родился в Мартакерте. Это Нагорный Карабах. Там я закончил школу. А потом поступил в Ленинградский государственный университет, на исторический факультет. По специальности я никогда не работал. Практически все время занимался музыкой. Стал играть в разных коллективах, на разных инструментах.

— У вас на сайте написано, что вы играете со звездами. Кто они и как они вас заметили?

Серьезное сотрудничество со звездами у меня началось с дудука. Умение играть на нем очень ценится. Есть, например, известный актер Дмитрий Певцов. Он еще и поет, и выступает с концертами. Ему аккомпанирует большой коллектив — десять человек. И вот я в нем тоже играю. Я выступал с певицей Зарой. Периодически сотрудничаю с Максимом Леонидовым.

— Что бы вы пожелали нашим читателям в Армении?

Я обожаю Армению. Я горжусь тем, что я армянин. И на концертах об этом говорю все время. В каком бы городе я ни выступал, я всегда говорю в середине концерта: "Дорогие друзья! Я армянин. Я обожаю свою нацию. Я горжусь этим. И я говорю это не просто так. Это – не пустые слова. Это очень важно. Потому что… Потому что мы – армяне! Мы – древний народ, древняя нация, с древней культурой".

Лента новостей
0