Лаура Саркисян, Sputnik.
Местная авиакомпания "Armenia" столкнулась с определенными трудностями и требует как от правительства, так и от авиационных властей оказать ей содействие в установлении равных условий работы авиакомпаний. В противном случае придется обращаться в другие инстанции, в том числе и судебные.
"У нас были совершенно другие планы, на деле же все вышло иначе. Наш бизнес-план был рассчитан на большее количество самолетов и рейсов, включая и европейские направления, нежели мы имеем сегодня", — сказал генеральный директор авиакомпании "Armenia" Роберт Оганесян.
Всему виной политика открытого неба?!
Политика открытого неба до сих пор не адаптирована к армянским авиационным реалиям. Споры об эффективности этой политики не стихают по сей день. Генеральный директор "Armenia" считает, что политика открытого неба хороша только в условиях равноправия авиаперевозчиков.
"Когда мы подали заявку на получение доступа на авиационный рынок, гражданская авиация обещала нам защиту от демпинга и равные права для всех перевозчиков", — сказал Оганесян.
Однако проблема в том, что себестоимость рейса для российского перевозчика в несколько раз дешевле, чем для армянского. Оганесян поясняет, что "Armenia" не рассчитывала и не рассчитывает на какие-то привилегии, хоть и является единственной армянской авиакомпанией.
Единственным требованием директора является установление одинаковых цен для перевозчиков. В соответствии с межправительственными соглашениями, это возможно даже в рамках политики открытого неба.
"Согласно межправительственным соглашениям, авиаперевозчики должны работать в равных условиях, определяемых странами-участницами этих соглашений", — сказал Оганесян.
Несмотря на наличие подобного соглашения между Арменией и Россией, в "Armenia" отмечают, что равноправие нарушается. К примеру, если "Вим-Авиа" платит за перелет условно 500 долларов, то и "Armenia", осуществляя рейс во Внуково, должна платить ту же самую сумму, а не в десять раз больше.
Если ничего не изменится, авиакомпания обратится в другие инстанции — антимонопольную службу или в суд. Правительство страны всячески поддерживает авиакомпанию и обещает урегулировать данный вопрос.
"Armenia" VS "Победа"
"Armenia" готова конкурировать даже с "Победой", если условия будут одинаковыми для всех.
"Если "Победа" платит у себя 100 долларов, то и я, в соответствии с межправительственным соглашением, должен платить такую сумму", — считает он.
Разницу в ценах, предлагаемых авиакомпаниями на одних и тех же направлениях, Оганесян объясняет тем, что в отличие от гюмрийского аэропорта "Ширак", в международном аэропорту "Звартноц" установлены высокие таксы.
Это объясняется не только тем, что дорога от Еревана до Гюмри занимает почти два часа, но и тем, что в отличие от "Победы", в билет авиакомпании "Armenia" входит как 25 килограммов багажа с 10 килограммами ручной клади, так и питание.
"Если решатся все вопросы, мешающие нам нормально работать, то все будут знать, что у Армении есть свой авиаперевозчик, пусть даже у него нет статуса национального", — отметил Оганесян.
По его словам, на статус национального перевозчика, авиакомпания будет претендовать в том случае, если условия для всех авиаперевозчиков будут одинаковыми, и работать она будет в условиях здоровой конкуренции.
Новое дыхание и сотрудничество с Грузией
Компания активизирует свою работу в декабре, а к весне намерена набрать обороты. Наряду с уже существующими направлениями Ереван-Минеральные Воды и Ереван-Тегеран, с 16 декабря "Armenia" будет дважды летать в Воронеж, а 11 декабря "перезапустит", временно замороженный рейс Ереван-Москва.
"В Воронеже армяне проживают компактно, а многие наши соотечественники поехали туда на заработки. Поэтому мы и решили открыть прямой рейс, который облегчит связь воронежских армян с родиной", — сказал Оганесян.
Авиакомпания рассматривает возможности работы на авиарынке Казахстана, а в преддверии новогодних праздников будут открыты чартерные рейсы в Гоа, Рим, Египет и Иорданию. Что касается рейсов в Тель-Авив и Лондон, этот вопрос пока открыт.
"Мы командировали экипаж одного из наших лайнеров в Тбилиси. Этот бартер действует в рамках подписанного между нами и грузинской авиакомпанией "Аирзена" соглашения", — отметил Оганесян.
Бизнес-план авиакомпании, рассчитанный на пять лет, подразумевает наличие шести самолетов и осуществление 75-и рейсов в месяц. Пока в авиапарке два Боинга 737-500 и 737-700. Основателями авиакомпании "Armenia" являются Ашот Торосян (51% акций), Тамаз Гаиашвили (24%) и Роберт Оганесян (25%).