"Вознаграждение официанту приветствуется"
Недавно, расплачиваясь в одном из столичных ресторанов, мне на глаза попалась надпись внизу чека, скромно гласившая: "Вознаграждение официанту приветствуется, но всегда остается на ваше усмотрение". В первую минуту мне показалось, что заведение изменило свой подход к клиентам, ведь я точно знала — сервис в размере 10% здесь включен в сумму заказа. Я еще раз просмотрела чек и обнаружила, что ресторан пошел на небольшую хитрость: обычно строка, где значится плата за обслуживание, располагается в самом низу, после, собственно, перечня заказанных блюд; здесь же этот пункт разместился в самом верху чека. Но, так или иначе, она была. Таким образом, выходило, что эти 10% никак не составляют вознаграждение официанта.
Мы — жители Армении — привыкли оставлять дополнительную сумму обслуживающему персоналу в кафе и ресторанах, не сильно задумываясь о том, кому все-таки достается service charge. Но в данном случае было совершенно очевидно, что кому-кому, но уж официантам он точно не достанется.
"Мы по-разному работали. Иногда с фиксированной платой за обслуживание, а порой и без. Могу сказать, что фиксированную сумму мы делили между официантами и работниками кухни, но чаевые доставались только официанту", — поделился с нами менеджер одного из ереванских заведений.
Владелец двух высококлассных ресторанов в столице в беседе с нами прямо сказал, что официант получает только те чаевые, которые клиент оставляет на свое усмотрение, а 10%, взимаемых с общей суммы заказа, — доля заведения. Что именно подразумевается под "заведением", нам не уточнили.
Но ведь во всем мире известно, что оставлять чаевые не обязательно, если плата за обслуживание включена в счет. И если русские или, скажем, американцы любят давать деньги сверх суммы счета, то ни один европеец на это не пойдет. С другой стороны, почти во всех заведениях не только Армении, но и всего мира именно чаевые составляют существенную часть доходов официантов — если не все.
Обман или необходимость?
Наш собеседник Арман, в силу рода своей деятельности, очень часто обедает или ужинает в ресторане. Обслуживающий персонал любого заведения встречает его с особой теплотой: он всегда щедро вознаграждает их за работу.
"Данную ситуацию можно рассматривать с двух сторон. Ресторатор может сказать, что обслуживающий персонал — это не только официанты, и что он тратит огромные деньги на содержание заведения. Это верно, но с позиции клиента подобная политика — просто обман", — говорит Арман.
По его словам, принятые в Армении 10% так или иначе плавно превращаются в 20%.
"Понимаете, когда счет не маленький и составляет, скажем, 100 тысяч драмов (чуть более 200 долларов — ред.), то получается, что на обслуживание вы оставляете, хотите того или нет, десять тысяч драмов. А если из этой суммы официанты ничего не получают, то тебе приходится столько же им давать, ведь именно они подавали тебе еду и напитки, а потом убирали за тобой. Конечно, ты не обязан этого делать, тебя никто не заставляет, но существуют неписаные правила, которые во взаимоотношениях с людьми намного сильнее чего бы то ни было. Вот и выходит, что за сервис ты платишь минимум 20% от суммы заказа", — признается Арман.
Он также отмечает, что для подавляющего большинства клиентов судьба фиксированной платы остается неизвестной, поэтому человеку бывает совестно просто так встать и уйти.
Директор одного из аутентичных ереванских кафе Алекс несколько лет назад вернулся из Европы. Он считает, что включать фиксированную плату в счет — попросту некорректно.
"Чаевые — это благодарность за хорошее обслуживание. Если клиенту не понравился сервис, он ни в коем случае не должен быть обязан за него платить. Если же обслуживание действительно было на высоком уровне, ваш посетитель оставит намного больше, чем пять или десять процентов", — говорит Алекс.
Сфера услуг — дело тонкое
Однажды, будучи в Праге, я завтракала в одном симпатичном кафе, расположенном в сердце чешской столицы. Наслаждаясь ароматным кофе, я наблюдала за юной, но бойкой официанткой. Каждый раз, подавая счет клиентам, она громко произносила: "Сервис не включен!", тем самым откровенно давая понять, что ее необходимо вознаграждать за работу…
Сложно представить, чтобы в каком-либо заведении в Ереване официант говорил бы посетителям: "Учтите, что из фиксированной платы за сервис лично я ничего не имею". Благо, армяне — щедрый народ, и если человек качественно выполнил свою работу, без вознаграждения он вряд ли останется. Другое дело — таинственные десять процентов, которые мы оставляем непонятно кому и непонятно за что…
Նյութի հայերեն տարբերակը>>