Мария Авакян, Sputnik
"Начну с того, что Институт является сердцем и душой айенгар-йоги в городе Пуна. Его посещают ученики и учителя с многолетним опытом. Институт был основан великим учителем йоги Б.К.С. Айенгаром в 1975 году. Он изучил и обработал древнюю технику, в результате чего появилась айенгар-йога".
Три этажа здания Института как бы символизируют мысль, душу и тело. В институте хранится 8000 наименований книг на разных языках из области философии, анатомии, физиологии, современной медицины, аюрведы и т.п. В институте проводятся обычные уроки и спец.уроки для женщин, детей и тех, у кого есть проблемы с здоровьем. В качестве учителей там работают члены семьи Айенгар и старшие учителя, прошедшие школу самого Айенгара.
"Мне кажется, обучение в Институте, — отметила Ш.Оганесян, — мечта всех тех, кто занимается айенгар-йогой. После 10 лет преподавания я поехала в Пуну, где участвовала в уроках совместно с теми известными людьми, по книгам которых я училась, чьи подготовительные курсы посещала в течение всех этих лет. Там мы все были учениками, вне зависимости от возраста или опыта".
Отметим, что для того чтобы получить допуск к занятиям, необходимо соответствовать ряду требований: заниматься айенгар — йогой более восьми лет, регулярно практиковать пранаяму, выполнять перевернутые позы в течение 8-10 минут, иметь рекомендации от старших учителей йоги и ряд других, не менее сложных, требований. Только при выполнении всех условий администрация Института принимает к рассмотрению заявки на участие и приглашает специалистов на обучение.
"Конечно, очень приятно, что я являюсь первым учителем йоги из Армении, прошедшим обучение в Институте в Пуне. Для меня это действительно большая честь. Приобретенный в Институте опыт бесценен, а полученная информация требует долгого переосмысления. Наконец, чтобы понять йогу, необходимо посетить Институт, воочию увидеть индийских учителей. Именно они олицетворяют йогу, а знания и опыт просто помогают им создавать аудиторию, предоставляют возможность изучить жизнь человека и свободу самовыражения, как это делал Прашант Айенгар. Также это дало возможность показать движения и позы, чем так славится Абиджах Айенгар, которая настолько красива в движении, что порой дух захватывает, и я каждый раз невольно задумывалась над тем, достигла ли она этого посредством многолетней работы, или ей это дано природой?".Много лет назад Шушан выпала удача познакомиться с одной из добровольцев Корпуса мира США в Армении, которая работала терапевтом в реабилитационном центре в Гюмри. Памела Холмс преподавала физиотерапию местным специалистам и йогу всем желающим. Она мечтала открыть школу йогатерапии в Сан-Франциско, где она на тот момент жила.
"Мне очень трудно давались первые уроки, и, как и многим другим людям, казалось, что я не создана для занятий физическими упражнениями. Сейчас я убеждена в том, что эту культуру необходимо прививать с детства. Только так в человеке появиться желание, только так его можно заставить познать свое тело, организм, ухаживать за ним, или хотя бы следить за своим физическим здоровьем. В самом начале йога была для меня лишь очередным видом спорта. Однако, справедливости ради, должна отметить, что это был первый вид спорта, который заинтересовал меня настолько, что я поняла: это — мое и оно надолго со мной останется".
Всего год спустя она стала преподавать, поскольку уже тогда был спрос на специалистов — учителей йоги, а серьезных специалистов в стране не было. В 2007г. состоялась судьбоносная встреча с основателем студии йоги "Шунч" Линдой Баширьянс, которая хотела открыть центр йоги в Ереване и нуждалась в квалифицированных специалистах. По ее приглашению Шушан поехала в США с целью участия в обучающих курсах. Приятной неожиданностью для нее оказалось то, что инициатором курсов был ученик Б.К.С.Айенгара Франсуа Раул. Ей очень повезло, ведь существуют различные школы йоги, и сложно сказать, как бы все сложилось, если бы она приняла участие в других курсах повышения квалификации. Получается, что, по ее признанию, в выборе своей второй специальности она практически не участвовала, однако сейчас, десять лет спустя, можно с уверенностью сказать, что она оказалась в нужное время в нужном месте. Это был тот уникальный случай, когда скорее специальность выбрала человека, чем наоборот.
"Звание учителя для меня очень обязывающее, так как, в первую очередь, подразумевает беспрерывный процесс самообучения. Я должна учиться, чтобы учить других. К сожалению, не только в Армении, но и в регионе в целом нет старших учителей айенгар-йоги, а это предоставило бы больше возможностей для переподготовки. Я стараюсь два раза в год бывать за границей, чтобы участвовать в курсах переподготовки, и очень рада, когда выдается возможность участвовать в курсах, проводимых приглашенными специалистами Ереване. В этом году в Институте йоги памяти Рамамани Айенгар (RIMYI) Абиджах Айенгар, правнучка Б.К.С. Айенгара, проводила занятия в виде тестов. Она советовала следующее: "Сначала учитель должен сам три раза практиковать целый урок до конца, а потом уже провести его для учеников. То есть учитель должен сам почувствовать на себе урок, и заранее осознать с какими трудностями столкнется ученик".