Арман Ванескегян, Sputnik.
Равнение на рынок: как перекупщики формировали бюджет
Километровые ряды подержанных автомобилей европейского, американского, российского, китайского производства… Новые машины здесь редкость, в основном – подержанные.
Когда-то здесь отчаянно торговались, заключали сделки, отмечали и "обмывали" приобретение нового "коня". Для армян автомобиль – больше, чем просто средство передвижения. Так было в советские времена, ничего не изменилось и сейчас. И если у кого-то нет возможности купить новенькую — из салона, то здесь всегда можно было подобрать себе машину по карману.
Популярность ереванского авторынка никогда не падала.
Рынок подержанных автомобилей в какой-то момент стал серьезным фактором формирования армянского бюджета. Доходы от растаможки подержанных автомобилей, завозимых из-за границы (именно они в основном и продавались здесь), многие годы были серьезным подспорьем для госбюджета. Был спрос и предложение, в обороте — серьезные средства.
Еще недавно таможенники при определении стоимости ввозимых автомобилей ориентировались на цены, которые стихийно устанавливались на этом рынке, а работающие здесь продавцы (кому – барыги, а кому – дилеры), не допускали резких ценовых скачков.
Клиент ушел
Однако времена меняются, и сегодня авторынок, расположенный недалеко от ереванского района Эребуни — по дороге в Советашен — переживает не лучшие времена.
Среди автомобилей, выставленных на продажу, бродят мрачные люди, лица которых знакомы, наверное, любому, кто хотя бы несколько раз посещал ереванский авторынок.
Почему мрачные? Попробуем расспросить… Да хотя бы того же Гагика. Как-то для друга машину подбирали именно здесь – он нам помог…
"Покупателей мало, а предлагаемого товара – очень и очень много. За день продается мизер, о котором даже говорить не хочется. Все возят и возят из-за границы, потому что проблемы с таможней стало решать гораздо легче, чем пару лет тому назад. Из России и вовсе завозят без растаможки… Те, кому нужен автомобиль, едут даже не Москву, а в Краснодар. Привозят, и даже номера менять не нужно – могут ездить с российскими. Словом, сбыта практически нет", – сетует Гагик.
Для торговли нет ничего хуже, чем отсутствие продаж. Люди, на протяжении нескольких десятков лет зарабатывающие на хлеб насущный перепродажей подержанных автомобилей, не хотят мириться с этой ситуацией.
Пока держатся, противятся очевидным тенденциям:
"Каждые субботу – воскресенье ранним утром приезжаю на этот рынок и, образно говоря, "расставляю свой товар на прилавке"… В надежде, что сегодня хоть какой-то из них купят и удастся домой что-то принести", — говорит Гагик.
Ну и денег останется на поиски нового автомобиля, который можно будет купить подешевле и продать подороже, добавил бы я.
Однако тенденции сегодня уже явно не в их пользу: клиент просто уходит с авторынка.
Между рядами машин в основном ходят такие же бедолаги – перекупщики (сейчас они себя называют дилерами, с претензией на современность).
А настоящего клиента, ищущего автомобиль для себя, для семьи, а то и для бизнеса, уже почти не осталось.
Если и есть кто-то, не поленившийся в выходные приехать в пригород Еревана, посмотреть, обмозговать вероятность покупки – продажи предметно, так те стараются подходить к таким рыночным точкам, где хотя бы признак цивилизованной торговли чувствуется. Начали появляться небольшие точки, вокруг которых выстраиваются подержанные, недавно завезенные автомобили.
Чувствуется, что не просто перекупщик частный предлагает, а все-таки контора. Прогресс, однако…
Ветер перемен
Сегодня экономическая политика страны меняет приоритеты, и роль стихийного ереванского рынка подержанных автомобилей тоже уже не та.
Оно и понятно – формирование госбюджета должно быть цивилизованным, а не стихийным. Не должно зависеть от частников.
Хорошо это или плохо? Для потребителя это более чем хорошо. Вернее – выгодно. Для перекупщиков – плохо. Потому что они теряют возможность зарабатывать.
До недавнего времени (а конкретно – до вступления Армении в ЕАЭС) принципы политики торговли и налогообложения в сфере импорта автомобилей в определенной степени формировались стихийно.
Таможенное оформление автомобилей, ввозимых из России или европейских стран, определялось вовсе не по документам о покупке, как следовало бы ожидать согласно здоровой логике. Платить таможенную пошлину государству приходилось, исходя из средней цены конкретной модели (год выпуска, мощность двигателя и так далее) именно на этом самом стихийном ереванском автомобильном рынке.
В настоящее время Армения выстраивает политику налогообложения по новым принципам, с учетом наличия общего торгово-экономического пространства.
Правда, прежний принцип все еще действует. К примеру, при ввозе автомобилей из европейских стран. Если же машина идет из Японии, то при расчете таможенной пошлины уже учитывается вся документация о покупке: участие в аукционах, кассовый чек, платежи за перевозку и так далее.
Что касается единого экономического пространства ЕАЭС, то тут вопрос отдельный. Понятно, что туда входят и страны, производящие автомобили. А это значит, что принципы и налоговых, и таможенных систем будут строиться, исходя из расчета интересов отечественного, ЕАЭС-овского автомобильного производителя.
В эти дебри пока лезть не будем – еще идет процесс формирования единых для ЕАЭС экономических законов. Скажем только, что сейчас в Армении в этом плане все стало гораздо легче и прозрачнее для потребителя. А значит, что и возможностей получить хоть какой-то "левый" навар при купле — продаже подержанных автомобилей резко поубавилось.
IT-технологии сработали против перекупщиков
Вот что интересно: перепродавцы на ереванском рынке в своих бедах винят в первую очередь даже не ЕАЭС и прогресс, а… Ни за что не догадаетесь. Интернет.
Стоило появиться автомобильным сайтам – и клиенты, продавцы с покупателями, начали уходить со стихийного рынка в буквальном смысле косяком.
Тот же самый Гагик натурально пышет лютой ненавистью и к изобретателю Интернета, и к производителям компьютеров…
"Эти автомобильные сайты! Они же и сами ни копейки не зарабатывают, и другим не дают. Невелико умение — свести покупателя и продавца", — негодует продавец авторынка.
На наше возражение, что сайты зарабатывают деньги, и немалые, Гагик отмахивается.
"Я с одной машины долларов двести имел. Как минимум. Сколько с одной купли-продажи со своего сайта будет иметь он, если просто сводит покупателя и продавца? Ни-че-го. Когда я брал машину, то потом целый месяц ее доводил. И чинил, и подкрашивал, и салон у меня чистенький, и внешний вид доводил до кондиции… И только потом выставлял на продажу", — отмечает он.
С точки зрения потребителя, который теперь, покупая или продавая автомобиль, может действовать без посредников и не терять какие-то проценты с "накрутки", сложившаяся ситуация очень даже хороша.
Однако для тех ребят, которые тут каждую неделю зарабатывали и содержали семьи — это катастрофа. Слишком долго существовал ереванский автомобильный рынок, и слишком долго они занимались этим бизнесом, чтобы сейчас смириться с потерей "доходного места".