Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Как бы ни выхолащивали на Западе существование Евразийского экономического сотрудничества, все же очевидно — механизмы ЕАЭС, хоть и с трудом, но начинают работать.
Региональным сверхдержавам ЕАЭС необходим
Как бы ни говорили западные масс-медиа, что организация создана искусственно и ее механизмы не способны заработать в полную силу, поскольку, якобы, призваны защищать лишь интересы России, сегодня становится ясно — на политической арене ЕАЭС набирает силу и вес. И чем дальше, тем больше придется считаться с ней мировому сообществу.
И пусть очевидно, что локомотив организации (и политическим, и экономическим) — действительно Российская Федерация. Вес и потенциал России могут поддержать стремление ЕАЭС стать одним из основных действующих игроков на политическом пространстве, прилегающем к странам — членам организации.
И процесс этот, между нами говоря, уже пошел. Не видеть этого может лишь только тот, кому очень не хочется, чтобы ЕАЭС укрепился на политической арене. И Западу, как нож в спину, когда тот же Иран, например, являясь мощной территориальной сверхдержавой, предпринимает серьезные шаги для сближения с организацией.
Причем следует понимать, что подобное сотрудничество попросту необходимо как самому Ирану, так и Евразийскому экономическому сотрудничеству, поскольку и у того, и у другого есть серьезные виды на развитие ситуации и на юге Кавказа, и на Среднем Востоке.
Геополитический фактор Ирана
О том, что вот уже несколько десятилетий, как Ирану целенаправленно мешают прорваться на европейский рынок энергоносителей, знают все. И политика Запада в этом плане особых изменений не претерпела с тех пор, как Россия сделала все возможное, чтобы отменить хотя бы часть санкций, которые довлели над этой страной целых двадцать с лишним лет.
В итоге два года тому назад соглашение по Ирану было подписано, и часть санкций Западом была снята. Это коснулось и энергоносителей. Казалось бы, начинай качать нефть, выходи на мировой рынок, закупай технологии… Однако это оказалось не так легко.
Вспомним, нынешний президент США Трамп Дональд Трамп еще с предвыборных трибун каждый раз говорил о том, что "ядерный" договор с Ираном — это вовсе не то, что было необходимо Америке. И до сих пор грозится наказать эту страну, причем предпринимает конкретные шаги. Недавно вновь приняли решение о новых санкциях по отношению к Ирану.
Такое впечатление, что Запад (вернее Америка) делает все возможное, чтобы спровоцировать иранцев самим отказаться от условий ядерного договора.
А Ирану выход на Европу действительно необходим. И дело не только в энергоносителях. Есть сельскохозяйственная продукция, есть очень неплохой трикотаж, способный конкурировать на европейском рынке с тем же турецким, есть химическая промышленность, с которой в Армении хорошо знакомы…
А Ирану необходимы современные технологии и много чего еще, что могли бы поставлять в обмен на нефть те же европейцы. Например, самолеты.
Иранская альтернатива
И альтернативой для иранцев в этом плане сегодня становится именно ЕАЭС, который и сам способен предоставить солидный по объемам рынок, и в какой-то степени решить проблемы иранцев с выходом на европейский рынок.
В этом плане Армения как полноправный член ЕАЭС вполне может оказаться востребованной настолько, насколько даже и предложить было нельзя всего лишь два года тому назад.
Не зря ведь официальный Тегеран в последнее время активизировал работу с Ереваном — полноценным и равноправным членом ЕАЭС. Это обстоятельство не может не сказаться на отношении Ирана к своему южному союзнику, за которым маячат огромные потребительские рынки России, Беларуси, Казахстана и Киргизии.
Именно поэтому переговоры и консультации о создании свободной торговой зоны уже перешли в завершающую стадию, и министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина на днях заявила, что Иран, скорее всего, станет полноценной частью свободной торговли ЕАЭС уже в октябре. И это несмотря на то, что Иран не является членом ВТО.
Когда мы говорим о том, что ЕАЭС постепенно набирает обороты и усиливает свое влияние как на политической, так и на экономической арене, то имеем в виду, что такая мощная региональная сверхдержава, как Иран, отныне координирует свою экономическую политику в регионе не только со своим союзником — Россией, но и с ЕАЭС.
Турецкая авантюра
Что касается другой региональной сверхдержавы — Турции, то ей, видимо, лавры иранских первопроходцев в этом плане попросту не дают покоя. Ведь в итоге может получиться, что Евросоюз не только откажется продолжать переговоры с официальной Анкарой относительно вхождения страны в ее состав, но даже не подпишет простенький документ об улучшении условий по действующему таможенному союзу.
В этом плане Анкаре не остается ничего, кроме как совершить разворот на 180 градусов и попросить так хотя бы подписать с ЕАЭС таможенный договор.
Видимо позиция Ирана действительно сильно обеспокоила турецких политиков, которые могут оказаться у разбитого корыта в том плане, что отныне экономическую (а, следовательно, и политическую) погоду в регионе во многом будет вершить именно зарождающийся союз ЕАЭС с Ираном.
Однако не следует забывать, что Турция при любом раскладе способна совершить разворот и в обратную сторону, поскольку трудно представить, что Запад готов так легко отказаться от своего давнего союзника — члена НАТО. От страны, на территории которой вот уже более 50 лет расположены американские и НАТО-вские базы.
Можно предположить, что в скором времени мы станем свидетелями попыток наладить отношения Турции с Евросоюзом либо со стороны самих европейцев, либо (что тоже не исключено) со стороны американцев. И турецкая элита, думаю, в очередной раз резко именит свое мнение относительно и вхождения в Евросоюз, и американцев…