Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС — специально для Sputnik Армения
Государства постсоветского пространства делятся на три группы. Первая группа — страны, попавшие под влияние Запада и так или иначе управляемые им (страны Прибалтики, Украина, Молдова и Грузия). Вторая группа — государства, власти которых проводят, иногда жестко, пронациональную политику, без оглядки на Запад (это все страны Центральной Азии, Россия, Белоруссия и Азербайджан). Третья "группа" — это Армения.
Армения здесь стоит особняком. И вообще она полна политических парадоксов (как, впрочем, и Россия).
Парадокс первый состоит в том, что Армения проводит сегодня многовекторную внешнюю политику, сохраняет предельную открытость по отношению к Западу, испытывает серьезное влияние со стороны армянских диаспор в странах Европы и США, получает немеряное количество грантов от зарубежных фондов, проводящих откровенно антироссийскую политику и склоняющих к этому же и армян. Однако все эти меры практически никак не влияют на армяно-российские отношения.
Подавляющее большинство граждан Армении не принимают чужую веру и остаются верными своему собственному национальному выбору.
Выбор же армян такой: несмотря ни на что (в том числе — на возникающие время от времени проблемы во взаимодействии с Москвой), Армения остается надежным союзником России.
Вторым парадоксом Республики я бы назвал тот факт, что в ситуации достаточно жесткой внутриполитической борьбы, а также постоянного предвоенного состояния (переходящего в реальные столкновения с соседней страной), то есть в ситуации, когда по логике вещей в Республике должна укрепляться президентская власть, Армения по факту — единственное постсоветское государство, осуществляющее переход к парламентской республике. (В Кыргызстане или в Казахстане эту перспективу сегодня лишь обсуждают, а вот в Армении уже создана для парламентской республики соответствующая правовая база).
Как в принципе могут сочетаться многочисленные внешние и внутренние вызовы по отношению к Армении с реальной демократией в этой стране — свободой прессы, либеральным отношением к проискам оппозиции и откровенным попустительством к деятельности прозападных НКО?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо знать историю Армении и ментальность армян. Впрочем, для объяснения названных мной парадоксов достаточно, как я полагаю, напомнить читателю события последних двух лет.
Несколько лет назад руководство Армении начало движение в сторону парламентской модели государственного устройства. Многие тогда предупреждали Сержа Саргсяна и его сторонников, что передача власти в стране парламенту, в котором нет идеологического единства, это ошибка, и отсутствие сильной единоличной власти расколет страну и, в конечном счете, погубит ее.
Но нет, движение к парламентской модели политического устройства стало не игрушкой, но системой продуманных мер, подобных ходам шахматной партии. В 2015 году депутаты внесли ряд новаций в конституционные законы, позволившие расширить политические права граждан: право на референдум, на законодательную инициативу и проч. Далее было демократизировано избирательное законодательство, в результате чего оппозиция получила возможность расширить свое представительство в Национальном собрании Республики.
Но вот еще один парадокс: несмотря на развитие в Армении политической демократии, в этой стране резко активизировались различные прозападные НКО.
Казалось бы: если страна демократизируется, зачем подталкивать её к еще большей демократизации? Увы, замечено, что как только какая-то страна начинает переход от самобытной системы правления к прозападной, в ней, вопреки всякой логике, вдруг появляются различные прозападные структуры, которые стремятся то ли примазаться к либеральным реформам, то ли воспользоваться открывшимися возможностями для освоения отпускаемых на демократизацию финансовых средств.
Так случилось и в Армении. К 2016 году в этой стране было зарегистрировано уже 5,5 тысяч НКО. Похоже, это мировой рекорд по плотности НКО на 1 кв. метр. Понятно, что многие из этих НКО созданы различными западными организациями, существуют только на бумаге и состоят из 1-2 человек. Но деньги вот в эти, прозападные НКО полились рекой, и если кто-то и где-то раздает денежные купюры, их обязательно кто-нибудь да возьмет.
Так, согласно информации, опубликованной в армянских и зарубежных СМИ (и до сих пор не оспоренной ни одним армянским НКО) по инициативе лидеров Международной общественной организации гуманитарного развития Арманом Гукасян и Цовинар Костанян, такие организации, как НПО "журналистов-расследователей", Клуб "журналистов "Апарез", Вонадзорский офис Хельсинкской гражданской Ассамблеи и многие другие получили от зарубежных спонсоров сотни тысяч долларов.
Но вот в июле 2016 года в Армении произошло событие, которое стало моментом истины для этой страны. Я имею в виду попытку мятежа в Ереване, организованную вооруженной группой "Сасна црер".
Опускаю подробности самого мятежа (они хорошо известны), скажу только, что захват здания полиции и последующие события четко показали, кто есть кто в Армении. В частности, стало совершенно понятно, зачем накануне в стране было создано огромное количество прозападных НКО: в первый же день после оглашения мятежниками своих требований, большинство созданных на зарубежные средства неправительственных организаций как по команде встали на их защиту. И практически все они подхватили антивластные и антироссийские лозунги и попытались вывести народ на улицы.
В социальных сетях мгновенно было создано более 200 антиправительственных аккаунтов, которыми, как выяснилось позже, управляли два десятка опытных менеджеров.
Так вот, обнажение всей этой подпольной сети прозападных и антироссийских троллей, протурецких активистов, глобалистов и прочих псевдопатриотов Армении привело к саморазоблачению и политической оппозиции, и системы НКО.
Надо сказать, что разоблачение сети прозападной журналистской и иной агентуры не уменьшило активностей различных зарубежных фондов. Напротив, в 2017 году эти активности только возросли. Однако большинство жителей Армении уже знают истинную цену "гражданских" активистов, работающих не за идею — как это делают истинные патриоты Армении и сторонники евразийской интеграции, а за деньги.
В апреле 2017 года в Армении состоялись выборы в Народное собрание РА, которые показали, что страна уверенно движется в сторону парламентской республики, и большинство избирателей поддерживает такой вариант движения к демократии, который отвечает национальным интересам армян и в полной мере учитывает культурные традиции и экономические особенности Армении.
Выборы показали также, что армян не удается купить деньгами или посулами. Сами армяне шутят, что они не были бы армянами, если бы отказывались от европейских и американских грантов. Добавлю к этому, что они точно не были бы армянами, если бы, взяв грант, считали бы, что должны его отрабатывать.
Пару недель назад американский посол Ричард Миллз заявил, что "Армения может принимать суверенные решения в вопросе выбора пути, экономической и политической модели", видимо, намекая на то, что США милостиво разрешают Еревану быть суверенным. И это выглядит, по меньшей мере, глупо. С моей точки зрения, армяне не нуждаются в чьем-либо разрешении и уж тем более указании — как жить и что делать.
Скорее, это армяне разрешают Миллзу и другим представителям Запада (пока разрешают) гостить на армянской земле и тратить здесь свои деньги. Как это делают туристы, а не благодетели.