О сложностях работы стюардессы, о жизни в небе, курьезных и трагических случаях на борту в интервью Sputnik Армения рассказала старший бортпроводник-инструктор авиакомпании Armenia Лилит Саркисян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Как вы пришли в авиацию?
— Это семейное. Мама более 40 лет в этой сфере, преподает английский язык в авиационном учебном центре Армении. Папа был военным летчиком, сестра 20 лет проработала бортпроводником, сегодня занимает должность начальника службы бортпроводников авиакомпании Armenia.
Мы пытаемся удержать своих детей от этой профессии, однако тщетно. Я уже психологически готова к тому, что мои девочки однажды мне скажут: "мама – я буду стюардессой". Понимаете, авиация затягивает.
— Почему вы не хотите, чтобы дети пошли по вашим стопам?
— Есть много других интересных профессий, например в медицине. Пластическая хирургия – моя несбывшаяся мечта, хотя я не жалею, что моя жизнь связана с авиацией. Я оказалась в нужное время в нужном месте. Работаю в этой сфере с 2004 года.
— Был ли случай на борту, который вы запомнили на всю жизнь?
— Всякое было — приводили в чувства пассажиров, принимали роды на борту. Мы поневоле участвуем в судьбе наших пассажиров. Однажды один из пассажиров летел с беременной женой в Париж. У супруги было онкологическое заболевание. Он вез ее в Париж с надеждой спасти хотя бы ребенка. Было очевидно — она больше никогда не вернется.
Прошло десять лет, и на одном из рейсов на борт самолета поднялся тот же пассажир с девочкой лет десяти. Мужчина узнал меня. Оказалось, что они дали ребенку мое имя. В тот день девочка подарила мне магнитик. Каждый раз, когда я смотрю на него, сердце сжимается. Надеюсь, в следующий раз, когда я их увижу, у них будет так же все хорошо.
Мы привязываемся к пассажирам и ценим тех, кто понимает, осознает всю тяжесть работы бортпроводника. Бортпроводник – это не официант на борту. Мы обеспечиваем безопасный полет пассажиров, доставку груза и багажа. Все, что видит пассажир во время перелета — приятная картина, для того, чтобы он не был обременен происходящим и не ощутил всю важность ситуации, когда он находится на высоте в десять тысяч километров и летит со скоростью 900 км/ч.
— Бывали ли курьезные случаи?
— Однажды на борту нашего самолета летел певец Самвел Григорян. Оказалось, что он страдает аэрофобией с детства. Врачи не смогли помочь ему избавиться от страха. Он сел, поднялся на борт, нашел свое кресло и сел, вцепившись в него руками.
Мы взлетели, я попросила его пройти со мной на бортовую кухню, предложила кофе, мы разговорились, и он рассказал мне о своей фобии. Чтобы отвлечь от страха, я попросила его прочесть стандартную бортовую информацию пассажирам. Он взял микрофон, забыв о своем страхе, и красивым поставленным голосом прочел. Это расслабило его, а пассажиры были просто в восторге. Часто вспоминаю этот случай.
Этой весной из Воронежа в Ереван летела блогер. Это был ее первый полет. Она подошла ко мне и призналась, что очень боится. Нам удалось отвлечь ее от этих мыслей. В итоге она даже повеселела, а потом написала в своем блоге, что влюблена в Армению, так как здесь есть авиакомпания, сотрудники которой не только выполняют свою работу, но и настолько сближаются с пассажирами, что помогают им избавиться от страха полета.
Интересным было лето 2010 года. Шарль Азнавур (известный французский шансонье армянского происхождения, — ред.) организовал акцию под названием "Armeni mon ami". В ней участвовали дети из неблагополучных семей, интернатов. Это лето мы почти каждую неделю летали с полным бортом пассажиров в возрасте от 10 до 15 лет. На самолете проводились игры, конкурсы.
— Самые смешные вопросы, которые вам задавали пассажиры?
— А вас муж не ревнует, как он вас отпускает на работу? А вы не боитесь? А почему всем жарко, а вам нет? А вы не устали улыбаться? А вам никто на нервы не действует?
Мы смело отвечаем – нет. Это наша работа, мы ее любим, ею дышим и живем. Эта сфера тебя полностью забирает. Наши семьи, друзья годами связаны с авиацией, и это передается нашим детям, которые, кстати, самые организованные пассажиры на борту. Мы их этому не обучаем, наверное, эти знания передаются генетически.
— Что самое сложное в вашей работе?
— Бортпроводники должны быть терпеливы и бдительны. Самолет работает безотказно только в нормальном состоянии. Надо постоянно проверять, что где находится, быть внимательным, адекватным. Это большая физическая нагрузка на организм, поэтому дважды в год мы проходим медосмотр.
Есть и оборотная сторона медали — с годами все труднее запоминаешь лица людей. Чтобы вспомнить того или иного человека, мне должны напомнить ситуацию, обстоятельства, при которых мы познакомились. Сегодня могу не вспомнить своего одноклассника, однокурсника, которого не видела много лет. В нашей профессии это распространенное явление, так как мимо нас ежедневно проходит большое количество людей.
Мы постоянно повышаем квалификацию. Нас обучают тому, как правильно вести себя в экстренных и чрезвычайных ситуациях. Все это для того, чтобы однажды, может быть, это нам пригодилось. Но, дай Бог, чтобы это "однажды" никогда не наступило и полет был удачным, а посадка мягкой.