Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik
Визит министра иностранных дел Украины Климкина в Баку, по большому счету, ничем выдающимся не запомнился бы, если бы не откровенно провокационное заявление, сделанное руководителем украинского внешнеполитического ведомства в первый же день пребывания в гостях. Речь о том самом заявлении, в котором Климкин сказал, что в Азербайджане оккупирован Карабах.
Делая провокационное заявление, "не ведают, что творят"
Если бы подобное высказывание допустил кто-нибудь другой из европейского международного дипломатического истеблишмента, то это заявление можно было бы рассматривать, как минимум, как указатель политического курса данной страны. Этаким буйком, на который следует ориентироваться, определяя собственный внешнеполитический курс.
Однако Климкин вовсе не та фигура на европейском внешнеполитическом небосклоне, на которую можно было бы ориентироваться. И тем более строить свое отношение с украинским народом именно с учетом наличия там, на Украине, немалого количества подобных климкиных.
Ну понятно, что команда Порошенко, засевшая в Киеве, особым талантом и креативностью в сфере внешнеполитического поведения не блещет. Более того, ситуация и в экономике, и во внешней политике, в которой оказалась Украина, свидетельствуют о том, что дорвавшиеся до власти путем майдана силы налаживанием "правильных" внешнеполитических контактов даже не заморачиваются.
Им не это нужно. Им необходимо высказывать по возможности больше оголтелой антироссийской пропаганды – их Запад именно для этого привел к власти. А то, что по ходу они делают высказывания, которые в современной политике попросту недопустимы, это их не то что не волнует — они этого даже не понимают. От слова "совсем".
И заявление Климкина в Баку относительно того, что у Украины оккупированы Крым и Донбасс, а у Азербайджана – Карабах, и что "в замораживании нагорно-карабахского конфликта заинтересована только Россия" — как раз из той самой серии высказываний, когда руководитель серьезного внешнеполитического ведомства огромной страны "слышал звон, да не знает, где он".
Климкин подставился и подставил сторонников официального Киева в Ереване
Ну а представителю Киева многого не надо – можно упомянуть Россию в отрицательном ключе, вот и использовал тему карабахского урегулирования. Тем более — хозяевам должно понравиться. А ведь понравилось. В большинстве азербайджанских СМИ слова Климкина были отражены в качестве истины в последней инстанции, какой ее воспринимает официальный Киев, хотя многочисленные контакты с украинцами (и не только рядовыми гражданами) подобного впечатления не оставляют.
С одной стороны, показательна реакция официального Еревана, на высказывание Климкина особо не реагирующего. Ну что тут сказать – видимо, в нашем внешнеполитическом ведомстве отлично знают, с кем имеют дело. Но уж точно не Климкин должен высказываться насчет ситуации по состоянию дел в карабахском процессе. Ему бы со своими проблемами разобраться.
С другой стороны, не совсем понятно поведение армянских масс-медиа. По большому счету заявление, что позволил себе Климкин в Баку, должно бы стать причиной для обструкции украинского министра иностранных дел хотя бы со стороны армянских средств массовой информации. Еще бы – руководитель внешнеполитического ведомства страны, которая ведет на своей территории войну с собственными гражданами, уж никак не может, не имеет ни юридического, ни морального права, ни дипломатического норматива разговаривать о Карабахе. Тем более с каких-бы то ни было политических трибун.
Однако создается впечатление, что определенный круг отечественных СМИ старается "загнать пыль под ковер", сделать вид, что никакого подобного высказывания в Баку министр иностранных дел, прибывший с Украины, не делал.
А ведь в данном случае речь то идет не о том, что тот же Климкин, скажем, высказался только относительно России, и это нас не касается. Что лучше нам это не комментировать, поскольку у них между собой (речь о Российской Федерации и Украине) серьезные проблемы, в которые вмешиваться третьей стороне не нужно.
Подобная концепция у большинства отечественных масс-медиа, конечно же, наличествует. И действительно стараемся не давать каких-то оценок даже тогда, когда ситуация на Донбассе вконец обостряется. Но ведь наш случай – он совсем из другой серии, верно?
Если вдруг кому-то в Ереване покажется, что подобная реакция – это вынужденная необходимость, ну чтобы не испортить отношения с официальным Киевом, то они глубоко ошибаются. Официальный представитель Киева конкретно и предметно сформулировал позицию своей страны по отношению к Карабаху. А отвечать на подобные выпады в адрес нашего Карабаха необходимо адекватно, будь то министр иностранных дел хоть Украины, хоть Буркина Фасо, хоть Америки, Англии и Германии с Францией вместе взятыми.