Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Оборонный бюджет Армении в текущем году увеличился на 37 миллиардов драмов, достигнув рекордной суммы в 518 миллионов долларов. Это немалая сумма для страны, у которой весь ВВП целиком еле дотягивает до десяти миллиардов долларов. И в том плане еще более актуальным становится вопрос о необходимости целесообразности расходования средств на содержание армии.
Армянской армии нужен серьезный флот БПЛА
Понятно, что подробности того, что из оружия и военного снаряжения, и на какие суммы будет заказано и приобретено на деньги, выделенные министерству обороны – это информация за семью печатями. И обнародовать их соответствующие структуры, конечно же, не имеют права. Более того, армянская общественность особо и не настаивает на публикации каких-то цифр и перечислений (сами понимаете, не та сфера, чтобы распинаться на каждом углу).
Однако думать, анализировать и делать определенные выводы никому не запретишь. Тем более что тень большой войны на карабахско-азербайджанской границе, нависшая с апреля 2016 года, все еще витает над позициями на линии соприкосновения.
Тогда, например, выяснилось, что армянская армия испытывала острый недостаток такого типа современного вооружения, как беспилотные летательные аппараты. Причем, если имеющиеся в наличии отечественные технологии по производству разведывательных БПЛА позволяли в какой то мере этот недостаток покрывать (наши "Крунк" или же X-55), то в плане ударных беспилотников и так называемых аппаратов-"камикадзе" предстоит еще огромная и серьезная работа.
Достаточно лишь вспомнить, как такой беспилотник израильского производства в те дни уничтожил автобус с добровольцами, направлявшимися на передовую (было восемь жертв). Были еще случаи, которые показали, что именно в этой сфере проблемы надо решать радикально и оперативно.
Понятно, что закупать на десятки миллионов долларов высокотехнологичных беспилотных аппаратов у израильских производителей армянская армия не может – финансовые возможности противодействующих сторон несопоставимы.
Трудно, конечно, соперничать с известнейшими израильскими корпорациями, давно уже специализирующимися в производстве военных БПЛА (и ударных, и "камикадзе"). Но в какой-то мере возможно.
Китайцы нам помогут?
С другой стороны, какую-то технику в этом плане прикупать у ведущих международных производителей придется. И в этом плане на горизонте вырисовывается достаточно презентабельная фигура Китая, сотрудничество с которым у Армении уже достаточно хорошо налажено.
И хотя в своем выступлении в парламенте министр обороны Виген Саркисян на днях отрицательно ответил на вопрос о закупке вооружений у китайцев, на самом деле это ничего не меняет. Ну не станет же перечислять руководитель оборонного ведомства, что мы приобретаем, или, по крайней мере, какие переговоры ведем с потенциальным поставщиком, скажем, в сфере оружейного производства?
Да хотя бы сам факт безвозмездной финансовой помощи от китайского правительства в размере десяти миллионов юаней именно по линии министерства обороны говорит сам за себя. Так что (предполагаю), прикрывать воздушную границу с Азербайджаном – беспилотникам именно китайского производства. Они достаточно дешевы, способны подолгу висеть в воздухе, выслеживая противника в окружающем воздушном пространстве. Да и вооружены некоторые модели именно ракетами "воздух-воздух" небольшого размера. Самое, как говорится, оно для поражения и разведывательных, и ударных беспилотников, и так называемых "камикадзе".
Перекоса по вооружениям в регионе больше не будет
А вот что касается других видов вооружения, на которые следует рассчитывать в будущем году (с учетом серьезного увеличения бюджета министерства обороны), то гадать о еще чем-то сверхсерьезном, что следовало бы приобрести у русских, не стоит.
И так "закрома" армянской армии за прошедшие два года были серьезно пополнены самым современным вооружением российского производства в счет того самого 200-миллионного кредита, предоставленного Россией в 2015 году (осваивать эти суммы начали лишь с февраля 2016, и до сих пор еще полностью не освоили). Чисто логически делаем вывод, что суммы из военного бюджета действительно потребуются, как и предполагают военные эксперты, для обслуживания всего приобретенного.
Есть в списке уже приобретенного вооружения и системы "Смерч" (с боеприпасами к ним), и ЗРК "Игла-С" с ракетами, и наземные комплексы исполнительной радиотехнической разведки "Автобаза-М", и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А "Солнцепек", и управляемые ракеты 9М113М, и бронетанковая техника, и бронеавтомобили "Тигр", и инженерные средства, и средства связи. И много прочего (список можно легко найти в армянских СМИ).
Более того, сейчас уже стало известно, что по завершении обслуживания текущего кредита на вооружение (к концу нынешнего года), Россия предоставит Армении еще один кредит. То есть нехватка вооружений, в случае очередного всплеска у милитаризированного соседа, нам не грозит.
Более того, если сравнивать в чисто финансовом выражении оборонные расходы Армении с военным бюджетом Азербайджана (судя по некоторым данным СМИ, там планируется военный бюджет где то в пределах полутора миллиардов долларов) и не приходится, то следует учитывать, что Армения у России приобретает оружие не по мировым, а по внутренним, ЕАЭС-овским ценам. Как союзник и партнер.
Не потому, что сама по себе она такая уж и милитаризованная страна, а в плане недопустимости подобного перекоса по вооружениям в регионе, который был в прошлом.
Жалко, конечно, что приходится тратить серьезные суммы на оружие, когда можно было бы улучшить ситуацию в "социалке" — повысить, скажем, пенсии, пособия и минимальные зарплаты. Однако безопасность границ важнее. В этом сомнений у армянской общественности нет…