ЕРЕВАН, 7 окт – Sputnik. Турция и Россия могут начать военную операцию в сирийском городе Идлиб, рассматриваемом в качестве последнего узла, который необходимо развязать для достижения мира в Сирии.
Специалисты полагают, что в ходе возможной операции произойдёт сокращение подконтрольных фронту "Джебхат ан-Нусра" (запрещена в РФ и других странах) территорий и, как следствие, это приведёт к его полному уничтожению.
Зачистка от джихадистских организаций Идлиба, который имеет стратегическое значение, как с точки зрения своей географической близости к турецкой границе, так и с точки зрения того, что он является связующим звеном между Латакией — воротами Сирии к Средиземному морю, Хамой и Алеппо, выглядит как начало конца столкновений в Сирии. В настоящее время Россия продолжает осуществлять бомбардировку окрестностей Идлиба.
В свою очередь, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто поддерживает российско-турецкое сотрудничество в Сирии, выступив накануне со следующим заявлением: "Мы обсудили с президентом России Владимиром Путиным, как именно мы будем запускать трёхсторонний механизм в Сирии. У нас имеется четкий план действий, если говорить об этом. В ближайшее время вы увидите шаги наших соответствующих подразделений в этом направлении. Мы разграничили области, кто и где будет размещать наблюдателей. Наши военные будут находиться внутри Идлиба, а российские — снаружи. Таким образом, будут сделаны шаги по обеспечению безопасности проживающих там людей. Аналогично тому, как это удалось в Джераблусе и Раи, те же самые шаги будут сделаны и в Идлибе".
Конечно, процесс, в результате которого Сирия выйдет из тупика, требует одновременно ряда военных и дипломатических шагов. Будет ли проведена операция в Идлибе после достижения договорённости между Турцией, Россией и Ираном? Если операция состоится, какие методы будут применены, и какие результаты стоит ожидать?
"В ходе последних переговоров в Астане было достигнуто соглашение, некоторые детали которого были сообщены СМИ. Очевидно, что в ходе состоявшейся в Анкаре встречи Путина и Эрдогана по данному вопросу была достигнута окончательная договорённость. Можно сказать, что сейчас все военные действия координируется этими двумя сторонами", — сказал в интервью Sputnik специалист по Ближнему Востоку Ойтун Орхан.
По его мнению, Россия, Турция и Иран представляют решающую силу в Сирии.
Говоря о разделении обязанностей между Россией и Турцией в зоне деэскалации, Орхан высказал мнение, что российские военные будут располагаться на линии границы по внешнему периметру района деэскалации. Возможно, подобно тому, как это происходит сейчас.
"Россия при поддержке с воздуха возьмёт на себя задачу наносить удары по позициям боевиков "Джебхат ан-Нусра". Есть вероятность того, что Турция, в свою очередь, взяв на себя большую ответственность, будет проводить операцию внутри Идлиба", — сказал эксперт.
Он не исключил того, что Турция, действуя совместно с отрядами Свободной сирийской армии (ССА), в среднесрочной перспективе произведет зачистку в рядах "Джебхат ан-Нусры", и для ее ослабления в короткие сроки будет проведена совместная операция.
Если говорить о другом возможном сценарии развития событий в Идлибе, вместо прямого вмешательства при достижении консенсуса может произойти сокращение территории влияния ан-Нусры, считает Орхан.
"Есть ещё один вариант, заключающийся в отсутствии прямого столкновения с ан-Нусрой. В таком случае при военных действиях со стороны Турции, входящие в состав Тахрир аль-Шам группировки будут выведены за границы территории, куда войдут турецкие войска", — отметил он.
В такой ситуации на первом этапе стороны не будут вступать в непосредственные столкновения, Турция очистит территории, которые она хотела освободить от присутствия ан-Нусры, при помощи переговоров. Таким образом, "Джебхат ан-Нусра" окажется на ещё более ограниченном пространстве. При таком положении дел, если и будет осуществляться борьба с этой группировкой с применением военных методов, то этот вопрос будет обсуждаться уже позже, на следующем этапе, считает Орхан.
Если говорить о возможной операции в Идлибе, возникает вопрос о том, какова будет дальнейшая судьба боевиков. По мнению Орхана, после ликвидации ан-Нусры различные группировки могут либо интегрироваться в военную структуру Сирии, либо продолжить деятельность в некоторых подконтрольных им автономных районах, либо же, в ответ на политические уступки, полностью сложить оружие.
Журналист Хюсню Махалли считает, что возможная картина имеет вполне чёткие очертания.
Говоря о том, что в Идлибе находится примерно 30 тысяч членов ан-Нусры и состоящих при ней группировок, Махалли высказал мнение, что половина из этих 30 тысяч боевиков – иностранцы.
"Значительную часть иностранцев составляют чеченцы и уйгурские тюрки. Кроме того, много террористов, выходцев из бывших социалистических республик. Несомненно, для Путина самым главным является вопрос их уничтожения, необходимо сделать так, чтобы они не вернулись в свои страны", — сказал он.
А это возможно в том случае, если эти террористы сдадутся и сложат оружие, или же будут убиты в Сирии. Формула успеха тут – военная операция, осуществляемая с юга — российскими войсками, с севера — турецкими.
По мнению Махалли, если будет развязан идлибский узел, то развяжется и сирийский в целом.
"Вопрос вокруг Дейр-эз-Зора разрешится, самое большее, за 2-3 недели. Останется только Ракка. В настоящее время южная часть Ракки находится под контролем сирийских правительственных сил, а северная — курдской Партии демократического союза. Здесь тоже всё разрешится путем диалога. Таким образом правительство Сирии возьмёт под свой контроль практически 99% территорий страны", — говорит Махалли.
В целом, считает журналист, разрешение ситуации в Идлибе означает, по сути, решение сирийского вопроса. Дело в том, что после этого оппозиция и правительство Сирии смогут легко достичь консенсуса. Ведь, как известно, сирийская оппозиции лишилась поддержки со всех сторон. Саудовская Аравия больше не выделяет им денег, равно как и Турция с Катаром. Оппозиция находится в сложной ситуации, и будет делать то, что скажет Турция.
Переговоры между Анкарой и Дамаском продолжаются при посреднической роли России, подчеркнул Махалли, добавив, что продолжение этих переговоров указывает на возможное открытие новой страницы в отношениях двух стран. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о том, как договориться с Асадом, и как восстановить Сирию.