Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputniк Армения
К сожалению, говорить хоть о какой-то результативности переговоров между президентами Армении и Азербайджана не приходится. Будь то встреча в кулуарах в Сочи, где сегодня проходили мероприятия, связанные с заседанием Совета глав государств Содружества (на которую намекали некоторые масс-медиа и эксперты-аналитики), и анонсируемая сопредседателями Минской группы по карабахскому урегулированию на подмостках ОБСЕ – ни одна из них надежд не внушает.
Ответа на вопрос "Что делать?" не будет, пока мировое сообщество прямо не ответит на вопрос "Кто виноват?"
Кажется, до недавнего времени мы действительно находились в преддверии того момента, когда оправдаются желания, и переговорный процесс наконец-то сдвинется с мертвой точки. Выберется из ямы, в которую угодил после трагических событий начала апреля 2016 года и позже, как стало ясно, что одна из конфликтующих сторон вовсе не намерена выполнять условия, относительно которых она же и давала согласие в Вене и (в особенности) в Санкт-Петербурге. Но не тут-то было.
Прозвучавшие сперва в Баку, а потом в Ереване президентские заявления, а затем и снайперский выстрел, оборвавший жизнь армянского солдата в Тавуше – это свидетельство того, что ожидать каких-то сенсаций не следует, и что сопредседатели Минской группы, делающие непонятные реверансы и в одну, и в другую сторону, просто отбывают номер. Понимая, что уступок в том варианте, который предлагают они, не будет, все равно делают какие-то судорожные движения, лишь бы посадить президентов враждующих сторон за стол переговоров.
И ни разу не прозвучало сакраментальное "мировое сообщество признает (или не признает) правоту одной из сторон". Ну а если сопредседатели не могут определиться в своих пристрастиях и уж тем более не могут объявить о них мировому сообществу (причем аргументированно), то для чего вся эта клоунада на политических подмостках?
Ведь очевидно, что делается все возможное, чтобы исключить из переговорного процесса логику, поскольку ее (логики) присутствие означало бы, что пришлось бы называть вещи своими именами и назвать ту из сторон, которая, например, делает все возможное, лишь бы не выполнить условий, зафиксированных во время венских и санкт-петербургских (последних) встреч. Имя той из конфликтующих сторон, которая извивается, как уж на сковороде, лишь бы не отозвать с карабахско-азербайджанской линии соприкосновения снайперов и не внедрить механизмов (хотя бы того же ОБСЕ) по расследованию инцидентов.
Настоящая логика сопредседателям мешает – вот они и отбрасывают ее в сторону
Так вот – о представителе председателя ОБСЕ по карабахскому урегулированию. Ни разу за весь прошедший год не прозвучало из уст сопредседателей Минской группы ОБСЕ сетования относительно того, что в итоге не были расширены эти полномочия, и которая из конфликтующих сторон этому противится. Вот и вся правда о той самой "логике" (именно так, в кавычках), из которой исходят те сопредседатели, на которых, фактически, вся надежда на возобновление процесса по урегулированию.
А то, что они делают все возможное и невозможное, чтобы суметь организовать встречу Саргсян – Алиев – это да. Они действительно стараются изо всех сил. Только изначально же понятно, что при подобном подходе результатов от встречи будет, разве что, с гулькин нос. А еще вероятнее, что не будет вообще никаких результатов.
Насчет того, что Армения делает одолжение мировому сообществу, соглашаясь на встречу президентов враждующих сторон – так это же истинная правда. Потому что годичной давности трагические события апреля вовсе не армянская сторона провоцировала. И вовсе не Армения, подписав какие-то соглашения в тех же Вене и Санкт-Петербурге, буквально на следующий же день перестала их выполнять.
Другое дело, что следовало бы, видимо, требовать и от мирового сообщества, и конкретно от тех же сопредседателей Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию, чтобы те громогласно признали бы, которая из сторон отказалась от выполнения договоренностей. И только после этого можно было бы говорить о новой встрече и о возобновлении переговорного процесса.
…Стрелять и убивать на линии соприкосновения не перестали, и сегодняшний снайперский выстрел с той стороны поставил жирный вопросительный знак над всеми планами сопредседателей относительно встречи. Ну и относительно возможностей сочинских закулисных переговоров тоже.