Легендарные личности сами обрастают легендами, а порой и не прочь стать их авторами: согласитесь, напустить немного таинственности – это же такой шарман! Не берусь утверждать, что Тьерри Тундарян это выдумал, но он говорит, что знает, где в Армении можно найти синий обсидиан, довольно редкий. Это место, говорит Тьерри, стараются сохранить в тайне в Армении, и редкий посвященный его знает.
Тьерри, которому суждено было стать знаменитейшим дизайнером и ювелиром Франции, родился в 1964 году в Вилльмобле под Парижем. Отец, Жан Вандом, а вообще-то – Оган Тундарян, сам был небезызвестен в ювелирном деле. От отца к сыну перешло мастерство и то особое чутье на оригинальность и неповторимость каждой своей задумки, которое и выделяет мастера из ремесленной толпы.
Тьерри рассказывает, что удивительный талант отца помог ему развить собственное художественное видение. А папа Оган, увидев в сыне незаурядные способности и обрадовавшись такому открытию, щедро выделил ему место в своей мастерской с большим окном на улицу Сент-Оноре. Сыну выпала бесценная возможность работать рядом с отцом почти четверть века.
Тьерри черпает вдохновение в постоянных путешествиях, причем вечно его тянет в разные экзотические страны – на его счету въездные штампы Исландии, Камеруна, островов Полинезии, еще где-то у черта на куличках. А в последние годы он часто стал заглядывать и на историческую родину. Он говорит, что на его семью, как и тысячи других армянских семей, огромное влияние оказали годы Геноцида, и это в крови. Вот, например, одно из украшений, им созданных, навеянных этой невеселой темой – это ожерелье из осколков пуль, бомб, прочих боеприпасов и частей разломанного креста из золота с бриллиантами.
Все это вынесено из десятилетий наблюдения за работой отца, из опыта, которым тот щедро делился с сыном. Конечно, к папиным урокам полагался и неповторимый талант ученика, но в этом-то как раз недостатка не было. Искушенный и избалованный Париж признал и принял Тьерри Вандома, раз и навсегда прекратив называть его всего лишь "сыном того самого ювелира". Теперь он был сам по себе и хозяином самому себе.
"Мне действительно очень нравятся неожиданные сочетания. В своих работах я часто добиваюсь контрастного эффекта путем использования нетрадиционных материалов вместе с золотом и бриллиантами. Обычно я собираю их во время путешествий. Обожаю запускать руки в землю и доставать маленькие любопытные объекты – пусть даже грязные, потрепанные или окисленные. Именно наличие у них собственной истории служит прекрасным дополнением к драгоценным камням и металлам. Необработанное золото с обычными металлами – это мое фирменное сочетание, которое позволяет повторить смесь дикой природы с чистой красотой, которую тоже создает сама природа", – как-то сказал в одном интервью Тьерри Вандом.
"Маленькие любопытные объекты" – это почти все, что может попасться под руку: стекло, дерево, кости умерших птиц, ракушки на пляже, да что угодно. А еще Тьерри Тундарян обожает всякие эксперименты с ржавчиной, декоративной, разумеется. Долго ломать голову над тем, откуда ее, ржавчину эту декоративную, раздобыть, не пришлось – нашлась неподалеку территория, бывшая когда-то военной базой, и там он и собирает нынче ржавые осколки бомб и фрагменты деталей металлической техники.
Как-то одна из постоянных заказчиц Тьерри Тундаряна переехала в новый дом, где затеяла ремонт. На Тьерри этот переезд отразился в том смысле, что клиентка принесла ему мешок ржавых гвоздей – сделай мне, мол, чего-нибудь с ними. Гвозди эти вертелись в мозгу Тьерри и так, и этак довольно долго, и дело кончилось созданием массивного золотого ожерелья со всеми принесенными тетей гвоздями и еще с оливином – это камень из многочисленного семейства хризолитов. Стоит ли говорить, что женщина была потрясена и покорена совершенно невероятным изделием, сочиненным из старых гвоздей. Когда б мы знали, из какого сора…
После того, как Тьерри Вандом восхитился армянским обсидианом, следует предположить, что он, обсидиан то есть, какой-то особенный. Вандом говорил тогда, что обсидиана-то полно по всему миру, но вот ему нужен именно армянский, он лучше всего подойдет к мгновенно зародившейся в творческих планах ювелирной коллекции. Коллекцию эту он вскоре создал, назвав ее "Армения. Страна вдохновения".