Надежда Бенклян в свои 25 лет стала первым пилотом-женщиной в Грузии. Несколько месяцев назад она начала работу в грузинской авиакомпании "Georgian Airways" и стала примером того, что женщина может освоить мужское дело и доказать, что управлять самолетом у нее получается не хуже, чем у мужчин. О себе и выборе профессии девушка рассказала Sputnik Грузия.
- Надежда, девушки обычно мечтают стать актрисами, моделями, врачами, но пилотом… Как к вам пришла эта идея?
— Мой папа был авиатором. С детства меня окружает авиация, я и живу в поселке аэропорта (на окраине Тбилиси). Несмотря на то, что я постоянно наблюдала, как в небо взлетали самолеты, а затем, как они возвращались, у меня не было желания стать пилотом. Не было примера для подражания.
- А как же папа?
— Папа да, но я имею в виду женщину. Ведь не было ни одной женщины-пилота. Когда мне было приблизительно 15 лет, я впервые вместе с отцом летела в кабине пилота, и мне очень понравилось. Именно в тот момент у меня промелькнула мысль, почему бы не стать пилотом. Но тогда я это, конечно, не озвучила.
Я сказала о своем намерении родителям только тогда, когда оканчивала школу, они были удивлены, но всерьез меня не восприняли. Исходя из того, что отец хорошо знал, какие трудности и опасности подразумевает данная профессия, посоветовал мне ее не выбирать. А мама сказала, что постоянно смотрит в небо в ожидании отца и не хочет, чтобы теперь пришлось ждать и меня. Несмотря на это, я продолжала настаивать на своем, старалась переубедить родителей, и в итоге смогла добиться желаемого. Так я попала в Авиационный университет Грузии.
- Наверное, на курсе вы были единственной девушкой и вас носили на руках?
— Нет. До меня на курсе не было девочек, но в том году, когда я поступила, нас было трое. Одна из нас не смогла завершить училище. Дело в том, что каждый год мы проходим полное медицинское обследование, и она по состоянию здоровья не смогла стать пилотом. Нам двоим удалось окончить Авиационный университет. Просто я уже работаю, а вторая выпускница ждет работы. Я первая и пока единственная женщина-пилот в Грузии.
Во время учебы в университете люди разделились на две группы. Одной части нравилось видеть на курсе девушек, а другие были настроены скептически, даже считали наш выбор довольно несерьезным шагом. Но лично на меня все это подействовало очень положительно, поскольку у меня появился стимул доказать всем, что я смогу. Профессия пилота не требует какой-то мужской силы. Пилот должен быть ловким, умным, уметь быстро мыслить и осваивать учебный материал.
- Во время учебы наверняка было много технических предметов, как они вам давались?
— Очень легко. Мы изучили физику, нескольких видов химии, двигатели, термодинамику, много разных предметов. В школе я очень хорошо училась и в университете была лучшей, получила стипендию. Учеба мне давалась очень легко. Еще со школы я очень любила технические предметы и все быстро осваивала.
- Расскажите про свой первый полет.
— Это было еще в университете. Обучение делится на два этапа: теоретический и практический. Теорию мы изучаем в течение 2,5 лет, а после начинается практическая часть. Ее мы проходим в Телави (регион Кахети), где есть соответствующая база нашего университета. Там мы летали на самолетах типа А 22 — это маленькие самолеты, порхающие как бабочки.
Передать ощущения от первого полета невозможно, это нельзя сравнить ни с чем. Я не верила, что это действительно происходило со мной. Было очень эмоционально, миллион впечатлений и ощущений.
Во время первого полета не чувствуешь свободы. Первый полет — это все-таки эйфория. А потом уже после третьего, десятого полета к тебе приходит чувство свободы, начинаешь понимать, что все что происходит — это результат каких-то твоих действий.
Когда пассажиры видят меня, некоторые внимательно приглядываются, некоторые восторгаются, спрашивают обо мне бортпроводниц, интересуются пилот я или нет. Во время мягких посадок дарят мне аплодисменты, улыбаются мне. Я чувствую теплое и хорошее отношение от пассажиров. Это очень приятно и дает мне большой стимул в работе.
- Известно, что бортпроводницы рано выходят на пенсию, а как обстоят дела с женщинами-пилотами?
— До 65 лет можно летать, если здоровье позволит. Каждый год после обследования нам выдают так называемый пропуск на осуществление полетов. Главное быть здоровым.
- Вы никогда не боялись летать?
— До сих пор стараюсь поймать себя на мысли, не страшно ли мне во время полета. Но правда ничего такого нет. Больше чувствую огромную ответственность и небольшое напряжение, но это от концентрации. Страх – это психологический момент. Пилоты в училище проходят такой предмет — "человеческий фактор", который акцентирован именно на определенные психологические моменты. Нас учили, что нельзя впадать в панику и необходимо оставаться спокойным в любой ситуации. То есть нужно быть настолько образованным пилотом, чтобы точно знать, как действовать в той или иной ситуации. Надо постоянно работать над собой.
- Каким бывает обычный день женщины-пилота?
— Вот вчера, например, у меня было два полета. Сначала мы собираемся в департаменте пилотов и рассматриваем особенности погоды, анализируем предстоящий полет, решаем вместе с командиром, сколько нужно топлива, обсуждаем все до мельчайших деталей… Затем я поднимаюсь на борт, подготавливаю самолет, кабину для рейса и отправляюсь в путь.
Это такая профессия, которая должна сидеть в человеке. Некоторые говорят мне, что у меня очень красивая форма, хорошая работа, полетела-прилетела и все. Но все не так просто. Желая попасть в авиацию, необходимо понимать, с чем ты будешь иметь дело.
- Что вы больше любите небо или землю?
— Хороший вопрос. Я как-то не задумывалась. Знаете, небо – это романтика, красота, не любить его невозможно. В небе я ощущаю себя очень комфортно, понимаю, что нахожусь там, где должна быть. Когда я проходила теорию в университете, все было хорошо, я легко все осваивала, но думала о том, как я буду чувствовать себя, когда сяду в большой самолет. Думала, не испугаюсь ли я, мы все люди и не можем заранее знать, в каких моментах, как будем реагировать. И когда я осуществила первый, второй, третий рейс убедилась, что сделала правильный выбор. Не зря я боролась и не зря прошла через все эти трудности. Это того стоило.
- А какое оно небо глазами пилота?
— Небо – это свобода, глубина и независимость.
- Насколько такая неженская профессия может помешать личной жизни?
— Я считаю, что быть пилотом – это не означает быть мужчиной. Несколько раз мои коллеги говорили мне, что я женственная, но, когда нахожусь в кабине и включаю моторы, становлюсь другим человеком.
Я считаю, что одно другому не мешает, просто надо находить правильный подход и правильно чувствовать себя в конкретных ситуациях. Когда управляешь самолетом, надо соответственно себя чувствовать, а после работы никто и ничто не мешает тебе быть женщиной. Я чувствую себя очень комфортно, могу быть женственной, а когда нужно стойкой, сильной, показать характер.
- Изменила ли вас профессия пилота?
— Я была большой соней. Это было моей большой проблемой. Сейчас я свободно могу встать в пять часов утра. Любовь к профессии может сильно изменить человека. Я стала более дисциплинированной, пунктуальной, внимательной.
- Все-таки папа повлиял на вас?
— Все-таки повлиял. Мой папа никогда меня не хвалил. Но люди говорили мне, что он очень гордился моими успехами. Когда я начала работать пилотом, его уже не было в живых. Мне очень обидно, что он не успел увидеть, как я реализовалась в своей профессии. Но я точно знаю, что он гордится мной.