Фактически, в Армении сторонникам абсолютной евроинтеграции (журналистам, аналитикам – экспертам, политическим деятелям – оппозиционерам) все труднее и труднее отстаивать свои позиции. И как бы ни изворачивались они в телевизионных дискуссиях и на всякого рода форумах, доказывая, что Евросоюз – это цивилизационный выбор, а ЕАЭС – это вынужденная позиция Армении, навязываемая нам Россией, все равно их доводы звучат малоубедительно. А некоторые откровения и вовсе – от лукавого…
Когда идеология дико мешает экономике и торговле
Да хотя бы тот факт, что "евроинтеграционное" крыло армянской оппозиции (а другого, кажется, и не существует), утверждает, что в экономическом плане для Армении было бы гораздо выгоднее, если бы страна предпочла торговать исключительно с европейскими странами.
А на самом деле стоит взять в качестве примера Молдову, которая безуспешно бьется над увеличением каких-то квот по отдельным товарам, поставляемым на еврорынок. Или же рассмотрим ситуацию с Украиной, у которой в 2016 году экспорт из ЕС увеличился на 18 процентов, а импорт украинских товаров на европейский потребительский рынок – всего лишь на 2 процента. Эксперты утверждают, что результаты по 2017 году особо отличаться не будут…
В экономическом контексте Европа бьется исключительно за новые потребительские рынки – это азы современной капиталистической экономики. И уж точно не Армении с ее экономикой, которую Запад целенаправленно разрушал с первого же дня образования независимого государства, надеяться, что сейчас в лице европейских стран она найдет поддержку и опору.
Более того, в своем стремлении выйти на новые потребительские рынки, Европа сама поглядывает на восток, где формируется мощная экономическая организация – ЕАЭС, с более чем 180 миллионным потребительским рынком.
Армения стремится к отмене виз с ЕС, Брюссель пока не спешит>>
И если в чисто политическом контексте те же европейские страны целенаправленно создают барьер между собой и Россией, являющейся, как принято говорить, "локомотивом" ЕАЭС, то в экономическом плане, в отрыве от идеологии, они попросту мечтают прорваться на этот рынок.
Да хотя бы потому, что вообще никому не хочется терпеть финансовые убытки и только за текущий 2017 год выплачивать фермерам, из-за санкций лишившимся российского рынка, помощь порядка полумиллиарда евро, как это вынужден в очередной раз делать Евросоюз. Европейским фермерам тем более хочется свободно торговать с русскими…
Быть Армении мостом между Востоком, Севером и Западом
В последнее время эта тенденция становится тем заметнее, чем свободнее себя чувствуют европейские страны. У них поведенческая линия на международной арене зависела от внешнеполитических векторов Соединенных Штатов. И в последнее десятилетия европейцы просто вынуждены были в экономическом плане отгораживаться от России и ее союзников.
Например, о финансовых и экономических потерях Германии, Италии, Франции или Швейцарии, которым администрацией Обамы была буквально навязана санкционная политика, сейчас на Западе стараются не говорить и не вспоминать. А ведь речь там шла о десятках и сотнях миллиардов евро…
Как бы то ни было, уже сегодня в поведении европейцев ощущается тенденция — найти общий язык с ЕАЭС в обход политико-идеологической парадигмы, которой все еще придерживается Запад.
И если смотреть на происходящее именно с этой точки зрения, то следует признать, что именно Армении первой удастся, будучи полноценным членом ЕАЭС, подписать Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве с Евросоюзом.
Ждут ли Ереван "кисельные берега" ЕС: Молдова обожглась, Армения – на очереди?>>
В качестве доказательства, от которого, например, те же армянские сторонники исключительной евроинтеграции, образно говоря, лезут на стенки от злости, можно привести недавнее высказывание спикера Сената Нидерландов Анки Брукерс-Кноль: "Благодаря своему уникальному положению, Армения может стать мостом между Европейским союзом и Россией и другими странами Евразийского экономического союза".
Или же в качестве примера можно привести недавнюю встречу премьер-министра Армении Карена Карапетяна с послом Франции в Армении Джонатаном Лакоттом, во время которой они согласились, что наша страна может стать лучшей платформой для выхода французских компаний на рынки стран-членов Евразийского экономического союза, а также Ирана.
Геополитическая специфика Армении испокон веков именно в том и заключалась, что она выполняла функцию экономического, логистического, культурного моста между Востоком, Севером и Западом, как бы это ни подрывало стройную идеологическую платформу, на которой строят свою позицию сторонники исключительной евроинтеграции.
И если сегодня даже европейские структуры призадумываются над тем, как бы найти какой-нибудь мост, способный связать европейских производителей и потребителей с ЕАЭС, то отечественным "евроинтеграторам" не стоит быть святее Папы Римского.