Лилит Арутюнян, Sputnik.
Дэвид Дикинсон (Гюласарян) – известный английский бизнесмен-антиквар, один из самых популярных ведущих BBC, который на протяжении нескольких лет вел шоу Bargain Hunt в вечернем прайм-тайме телеканала. С 2006 года он переходит на ITV, где ныне ведет собственное шоу – David Dickinson's Name Your Price for ITV.
В октябре 2006 года на BBC вышла третья серия документальной программы Who Do You Think You Are (ее герои исследуют свою родословную), в рамках которой Дэвид Дикинсон отправился на историческую родину своих предков – Турцию – для изучения своего генеалогического дерева.
Армянский самородок – Болгарии сын, или Чем удивляет Зограб Чаликян>>
По признанию самого телеведущего, серия программы Who Do You Think You Are с его участием стала самой рейтинговой. А автобиографическая книга Дикинсона, в которой он откровенно и с юмором рассказывает о том, как достиг славы, будучи выходцем из рабочего класса Манчестера, стала бестселлером.
Судьбоносное открытие
Дэвид появился на свет в 1941 году. Он рос и воспитывался в графстве Чешир (недалеко от Манчестера), в семье Джима и Джойс Дикинсонов, где, как сам он предполагал до определенного момента своей жизни, родился. Несмотря на это, мальчик всегда чувствовал, что немного отличается от окружающих: как от членов своей семьи, так и от друзей-сверстников. Как бы то ни было, в семье Дикинсонов он был окружен любовью и заботой. Особенно близки ему были бабушка, которую он называл "няня", и тетя Этель.
В возрасте 11 лет мальчик совершенно случайно натыкается на документы, свидетельствующие о том, что он был усыновлен. По словам самого Дэвида, для него это вовсе не стало шоком, напротив, он был даже рад такому повороту событий. Но, так или иначе, к взрослым у него был целый ряд вопросов… Об армянских корнях и матери – Евгении (Дженни) Гюласарян – ему рассказала тетя Этель…
К 30 годам Дэвид находит свою биологическую мать, проживающую в Джерси, и начинает переписываться с ней. Со временем выясняется, что он — незаконнорожденный сын Дженни от женатого мужчины. Страх перед строгим нравом отца и устоями того времени заставил девушку отказаться от собственного ребенка и передать его на усыновление семье Дикинсонов (Джойс, по всей вероятности, была парикмахером Евгении). Спустя некоторое время Дженни выходит замуж за парня по имени Берт и уезжает в Джерси. Пара решает забыть о существовании Дэвида. А вскоре у них появляется сын – Кен.
"Армения привлекает эстетов и авантюристов" – лучшие цитаты блогеров об Армении>>
Переписка между Дэвидом и Дженни продолжается долгие годы, однако им так и не суждено было встретиться и увидеть друг друга с глазу на глаз. На предложение сына приехать и повидать ее, Евгения всегда отвечала отказом.
"Однажды, будучи в Джерси, я мог просто зайти на порог ее дома, открыть дверь… Но, когда сказал ей об этом по телефону, ее голос задрожал: она была очень взволнована и напугана. И тогда я подумал: "А стоит ли так поступить? Стоит ли мне врываться в жизнь этой женщины и переворачивать ее сверху вниз?"… Она сказала, что у мужа непростой характер. В то же время, я думаю, ей сложно было смотреть в глаза своему ребенку, которого она когда-то оставила. И я уважаю ее позицию", — говорит герой программы Who Do You Think You Are.
Что касается биологического отца Дэвида, то его личность так и остается нераскрытой.
"Вопросы крови – самые сложные вопросы в мире!"
В 14 лет тетя Этель отправляет мальчика на фабрику, чтобы тот выучился инженерному делу, однако, спустя полгода он оставляет работу и вовлекается в торговлю текстилем. Уже много позже Дэвид узнает о том, что и его дед по матери – Грант Гюласарян торговал текстилем и настолько преуспел в своем деле, что к 20-м годам стал миллионером.
Действительно, обосновавшись в Манчестере в самом начале 1900-х, Гюласарян стал частью процветающей в то время армянской общины города, представители которой бежали в Великобританию из Османской империи, спасаясь от резни.
"Я с удивлением обнаружил, что мой дед торговал шелком. Он перебрался из Константинополя в Англию в 1910 году. Грант продавал ткани на той же улице, где делал это я! Как еще это назвать, если не особенностями генетики. Именно своему армянскому деду я приписываю страсть к торговле", — признается Дэвид.
В армянской церкви Манчестера, где венчался Грант Гюласарян, Дикинсон узнает о том, что его дед быт женат на девушке по имени Мария-Аделаида и был старше ее на 12 лет. У супругов родилось трое детей – Евгения, Мари и Джек. Однако адюльтер жены привел к разводу пары. Справедливый, но строгий (так описала своего отца дочь Мари), Грант не мог допустить подобного поведения супруги. Детей же воспитал он сам…
Армянскиe "акулы" российского шоубиза: топ-7 звездных "штурмовиков">>
Со спадом, произошедшим в текстильной промышленности Манчестера, ухудшаются и дела Гранта. Последние годы жизни он проводит в номере отеля Блэкпул и умирает в одиночестве…
Стремление как можно больше узнать о жизни матери и деда, а также о своих корнях в итоге привели Дикинсона в далекий Стамбул. В турецкой столице он вместе с историком-армянкой находит свой родовой дом, который, по свидетельству соседей, уже долгое время пустует. Но Дэвиду не удается войти внутрь него.
Исследуя свою родословную, британский телеведущий понимает, что все следы потерянных родственников исчезают после 1919 года. Тогда он дает объявление в самой популярной армяноязычной газете Турции – "Акос".
Спустя несколько дней в редакцию газеты поступает звонок от человека по имени Хачик Гюласар — он оказывается кузеном Дикинсона (во время Геноцида армян в 1915 году семья решила сменить фамилию Гюласарян на Гюласар). Встреча троюродных братьев (Хачик приходится внучатым племянником Гранта) чрезвычайно радует и воодушевляет их обоих. Таким образом, круг замыкается. Дэвид возвращается домой более или менее удовлетворенным. Хоть на все вопросы ответы получить и не удалось, мозаика так или иначе собрана. Теперь он знает, кто он, к какому народу принадлежит и каким образом сочетает в себе западное и восточное.
История британского антиквара, действительно, потрясает и, пожалуй, самое интересное в ней то, что он более всего из своих родственников унаследовал армянские гены своего деда и матери. Впервые увидев Дэвида (уже после смерти Евгении), его сводный брат Кен был ошарашен из-за его сходства с покойной матерью.
Кстати, по причине темноватого цвета кожи телезрители обвиняли Дикинсона в чрезмерном употреблении автозагара. Однако армянские гены отразились не только в его внешности, но также в характере и мироощущении.
"Я не совсем Дикинсон, я именно Гюласарян. С 11 лет я гнался за этой фамилией… Во мне очень много армянского…", — признается Дэвид.
Наверное, дед – Грант Гюласарян, который, как сообщила тетя Мари, так никогда и не узнал о его существовании, не только гордился бы своим внуком, но и тесно подружился бы с ним, ведь между ними было столько общего…