ЕРЕВАН, 27 дек – Sputnik. Реальный формат, при котором заработают торговые коридоры из Армении и Грузии в РФ через Абхазию и Южную Осетию, существует, сказал Sputnik Армения начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев.
Соглашение было подписано после того, как Тбилиси снял вето на вступление России в ВТО.
По его словам Грузия требует контроля и за "внутренними" перевозками (между РФ и Абхазией, или РФ и Южной Осетией). Если этого фактора не будет, то появится повод для переговоров, хотя они и не будут носить официального характера, потому что Грузия не признает политическую легитимность Абхазии и ЮО.
Что не стоит покупать на грузинской границе: наивным армянам "толкают" не тот товар>>
"Формат запуска торговых коридоров есть. Главное, чтобы Грузия не настаивала на том, чтобы грузы, которые не носят транзитного характера (например, Владикавказ-Цхинвал) подвергались контролю со стороны швейцарцев. От Грузии нужно добиться этого", — сказал Атаев.
По его словам, в этом случае, Абхазия и Южная Осетия пойдут на какие-то уступки. А транзитные грузы могут идти опломбированными и учитываться швейцарцами. Если Грузия не откажется от этого, то изменения позиции, в частности в Сухуми, будет трудно.
"Политическая элита Абхазии настроена очень жестко. Это состоявшееся государственное образование и их голос, политический статус и вес будет незыблем в этом вопросе", — сказал Атаев.
При этом, сами Абхазия, Южная Осетия, а также Армения прямо не вовлечены в процесс, хотя и для Еревана выгода от открытия коридоров очевидна, особенно, в условиях периодических перебоев на Верхнем Ларсе. Проблема, по его словам, в том, что позиции всех трех акторов не учитываются.
"Но на мой личный взгляд, лоббистских действий пока недостаточно. Армянская община Москвы делала какие-то шаги в период Иванишвили, но их было недостаточно для актуализации разговора об открытии абхазской железной дороги", — сказал Атаев.
Стало известно, сколько армянским автомобилистам придется платить за въезд в Грузию>>
По его словам, Еревану не хватает лоббистского потенциала, чтобы работать с политическими элитами Южной Осетии и Абхазии.
"От реализации этих транспортных коридоров выиграют все. Не выиграет только Азербайджан, жестко реагирующий на эти процессы в своих СМИ. Еще в ноябре он потребовал, чтобы по этим коридорам, в случае открытия, не провозилась военная продукция", — сказал Атаев.
Атаев отмечает, что наиболее пассивна в этом вопросе Абхазия. Абхазская политическая элита, несмотря на наличие серьезного армянского населения, заявлений по поводу железной дороги не делает.
Что касается заявления главы Южной Осетии о том, что ЮО готова рассматривать вопрос открытия торгово-экономической границы с Грузией, то оно было довольно расплывчатым. С другой стороны, по его словам, в ЮО заметен определенный промышленный рост, есть некоторые проекты, которые в перспективе должны работать на рынок Южного Кавказа.
"В последние месяцы, скорее всего, по этому вопросу велись серьезные переговоры, в них активное участие принимала, естественно, Россия. Заявление грузинского премьера о предоставлении Армении и Турции возможного коридора в случае закрытия Ларса не было случайным", — сказал Акопян.
По его мнению, Грузия ведет многовекторную политику и пытается уравновесить азербайджанский фактор в стране, в том числе, за счет других региональных акторов, поэтому хотят использовать карту транспортных коридоров.
"Подарок" Армении от властей Грузии не переварила оппозиция — скандал в Тбилиси>>
Он отметил, Грузия не раз заявляла, что проблема открытия коридоров носит политический характер. Возможно, что сейчас Тбилиси пытается компенсировать политические проблемы экономическими выгодами.
Об открытии коридоров через ЮО и, в частности, Абхазию, по словам Акопяна, говорить еще очень рано. Кроме того, прямой интерес России в открытии этих путей, по словам политтехнолога, пока не виден.
"Основной заинтересованной страной пока остается Армения. Если и РФ и есть какая-то заинтересованность, то она должна быть связана с Арменией, как со стратегическим партнером", — сказал Акопян.
Летом 2017 года заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии, посол Зураб Абашидзе договорились приступить к реализации подписанного в 2011 году договора "О торговых коридорах" между Россией и Грузией через Абхазию и Южную Осетию.
Согласно условиям соглашения, торговые коридоры из России должны проходить через территорию Абхазии и Южной Осетии, которые не контролируют власти Грузии. При этом стороны обязались пригласить международных посредников для контроля потока грузов и их маркировки. В результате выбрали швейцарскую компанию SGS.