Рассказывают, что его мать, Софья, была женщиной нрава крутого, а физически — посильнее многих мужчин: будто бы ударом кулака уложила как-то корову, забредшую в огород. Так это, или нет, выяснять за давностью лет и невозможно, и не нужно. А вот то, что в 1910 году сын у нее родился весом за 7 килограммов — это факт.
Жили они в нахичеванском селе. Серго было 5 лет, когда деревня заполнилась слухами об армянских погромах в Турции — отец подхватил их и увез в Кисловодск, на Северный Кавказ, к какой-то не самой близкой родне. Там они жили трудно — умерла Софья, потом брат Серго, а он сам, когда исполнилось 20 лет, приехал в Ереван.
Здоровяка Серго Амбарцумяна старались не задирать — могучая фигура, высокий рост и недвусмысленные бицепсы отбивали охоту с ним связываться. В Ереване он недолго проработал автослесарем в гараже НКВД: как-то раз ремонтники всей компанией безуспешно пытались приподнять грузовик, их отогнал Серго, приподнял сам, без помощи со стороны, и вопросительно посмотрел на разинувших рты: мол, давайте, ремонтируйте, пока держу.
"Мистер президент, это вы курите мои" — как армянский сигарный магнат осадил Буша>>
Удивленное руководство "органов" оказалось расторопным: оно отправило богатыря в спортивное общество "Динамо" — учиться поднимать штангу и готовиться в чемпионы. За это Серго полагалось бесплатное питание в столовой НКВД — будущий рекордсмен согласился с удовольствием, а начальство потом, небось, было собой очень довольно: угадало оно с таким открытием.
Тогда все и началось. И продолжилось без остановки — трех лет тренировок хватило, чтобы он трижды подряд, с 1933 по 1935 год, становился чемпионом СССР, попутно улучшая сначала чужие, а потом и свои же рекорды.
В 1936 году в Мюнхене проводилась Олимпиада, на которой любимый штангист Гитлера Йозеф Мангер стал абсолютным победителем в тяжелом весе. В Москве Сталин не мог с этим смириться, и по всему Союзу стали искать того, кто сможет заткнуть Мангера за пояс — само собой, про Серго не могли не вспомнить.
В предпоследний день 1938 года долгожданный рекорд был установлен. В сумме троеборья Серго поднял 433,5 килограмма, оставив Мангера позади на 8,5 кг. Сказать, что звучали "долгие несмолкающие аплодисменты" — значит, не сказать ничего: Амбарцумяна чествовали всем народом.
В Москве — само собой, но даже германские газеты посвятили этому событию первые полосы.
Скоро началась война, и Серго мобилизовали в армию, отправили на фронт в Таманскую дивизию. Комдив узнал уже прославленного спортсмена и немедленно отправил его обратно в Ереван, сказав, что он — достояние страны, и не имеет права собой рисковать. Через пару дней после того, как Амбарцумян покинул армию и направился обратно, дивизию разбомбили под Моздоком, погиб и сам комдив Закиян.
Волшебник "по Фрейду": почему "отец пластики" Казанчян выбросил награды Франции и Англии>>
В послевоенные годы ему покорился только один рекорд, хотя их могло быть и больше, только команде СССР в 1947 году по какой-то причине не выписали визы на чемпионат мира в Америке. Но в том же 1947-ом он сотворил еще одну легенду.
На Красной площади проходил всесоюзный парад физкультурников — разумеется, на трибуне Мавзолея присутствовало высшее руководство страны со Сталиным во главе. Амбарцумян появился на площади, неся на плечах какую-то особую "штангу", на которой вместо дисков были огромные шары по концам перекладины. Из этих шаров выпрыгнули 22 мальчика, начавшие играть на площади в футбол. Вес этого "спортивного снаряда" оценили в 440 килограммов.
"Я когда в первый раз его увидел, опешил. Пришли к нему в номер познакомиться. Он лежал на кровати в одних трусах, черноволосый, смуглый великан — ну точь-в-точь джинн. При моем появлении он встал, и ощущение его огромности еще больше усилилось. На столе у него стоял графин, полный воды, литра два. Со словами "пить хочется" он взял графин одной рукой, как стакан, и графин исчез в его лапе. Потом он поднял его над головой, открыл рот и, не касаясь его губами, выпил весь", — приводит слова Сурена Багдасарова, тогдашнего тренера Серго, известный журналист Иосиф Вердиян.
А вскоре он перенес микроинфаркт прямо во время соревнований — со спортом было покончено. Какое-то время Серго Амбарцумян работал таксистом, потом заведовал шашлычной, долго заведовал.
Фигура хозяина занимала едва ли не половину помещения. Не потому, что шашлычная была мала, а потому, что громаден был он, великий гиревик, выдающийся рекордсмен мира, одолевший рекорд буржуазного спортсмена Мангера, легендарный Серго Амбарцумян. Под ним пол прогибался", — это уже собственные впечатления Иосифа Вердияна.
Гражданин мира, но армянин по крови и убеждениям: памяти "Мистера пять процентов">>
Богатырь ушел из жизни 13 апреля 1983 года, в Москве, но похоронили его в Ереване. Говорят, что в день похорон, те, кто не знал, кого хоронят, догадывались по величине гроба — другого человека таких габаритов не было в Армении…