Рубен Гюльмисарян, Sputnik Армения.
Левон Хачатрян родился 3 мая 1941 года, накануне войны. Отец, Аршавир Хачатрян, был известным в Армении иллюзионистом, но сын пристрастился к другому виду искусства, к рисованию. Он окончил художественное училище в Ереване, потом была армия, а в 1967 году уехал в Москву, поступать в знаменитый (и крайне сложный для поступления) ВГИК.
После московского вуза Левон некоторое время проработал на "Арменфильме", но в середине 1970-х окончательно переехал в Москву, к жене и дочери. Здесь его ждало место, о котором мечтали многие – художника-постановщика на "Союзмультфильме". Мультики тогда дарили бескрайний простор для творчества, и Хачатрян окунулся в волшебную атмосферу с головой.
На его счету около десятка мультипликационных фильмов, но наибольший успех имели две серии про приключения дяди Федора и его друзей в Простоквашино, и фильм "Бобик в гостях у Барбоса". С особенным удовольствием Хачатряну работалось над простоквашинскими героями.
Художник придумал и воплотил дядю Федора и его родителей, и знаменитого почтальона Печкина, а кот Матроскин, Шарик, корова Мурка и теленок Гаврюша обязаны рождением Николаю Ерыкалову. Печкина Хачатрян, что называется, "выносил" самолично – долго примеривался, создал несколько вариантов, и в итоге приняли тот, который был больше всего по душе самому мультипликатору.
А вот маму дяди Федора он срисовал с собственной супруги, актрисы Ларисы Мясниковой. Хачатрян рассказывал, что так он мультгероиню и видел – невысокого роста, с короткой прической и в очках. Худсовет сделал лишь одно небольшое изменение – жена носила круглые очки, их форму переделали на квадратную.
Форма очков, кстати, успокоила Ларису Мясникову, которая была очень недовольна тем, как ее "воплотили" в мультфильме, говорила, что она совсем не такая капризная и нервная в жизни, как получилась на экране. Но эта претензия, согласимся, никак не может быть адресована художнику – тогда уж "виноватыми" получаются режиссер и сценарист. И вот квадратные очки примирили Ларису с образом мамы дяди Федора – она, по ее же словам, никогда бы такие не стала носить, а раз так, то и решила, что никто ее с экранным образом ассоциировать не будет.
Если посмотреть все серии "Простоквашина", можно заметить, что от фильма к фильму меняется главный герой – там, фактически, три разных дяди Федора, и дело не в том, что он растет, как может показаться. Левон Хачатрян нарисовал первого, самого раннего, а потом образ меняли другие художники.
Особенно преуспел в аранжировке дяди Федора художник Александр Шер, сделав его почти неузнаваемым. Шер и Хачатрян повздорили, к творческим диспутам подключился режиссер, и Хачатрян покинул проект: "Зима в Простоквашино" снималась уже без него, хотя и с героями его кисти.
Впоследствии Левон Хачатрян много и плодотворно работал в детских журналах, в "Пионере" и "Колобке", не отойдя далеко от мультипликации. Получал призы, в том числе и на европейских конкурсах.
Новые времена принесли новые технологии, и на сломе веков Хачатрян стал заниматься компьютерной графикой. Он освоил массу сложных программ и уже намеревался приступить к самостоятельным проектам, но в 2002 году случилось непоправимое – сказались последствия инфаркта, перенесенного без малого 20 лет назад.
А созданные им образы остались. Для новых поколений детей, которые становятся взрослыми и с удовольствием пересматривают мультипликационные шедевры уже со своими детьми и внуками.