Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Прорывных результатов от встречи премьера Армении Никола Пашиняна с президентом РФ Владимиром Путиным ожидать не стоит. Встреча Путин-Пашинян пройдет на полях очередного саммита ЕАЭС, для начала лидерам союзных государств предстоит хотя бы познакомиться, а это за пять-десять минут не делается. Да и предельно заполненный график саммита, в котором участвуют лидеры Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, скорее всего, не позволит за один раз в полной мере обсудить всю проблематику во взаимоотношениях между Арменией и Россией.
Проблем у союзников — Армении и России — воз и маленькая тележка
Понятно, что какой-то определенный круг вопросов, которые будут обсуждать армянский премьер и российский президент, уже утвержден и согласован. Очевидно, что говорить будут о принципах экономических взаимоотношений государств как в рамках сотрудничества ЕАЭС, так и в двухсторонних политико-экономических отношениях.
Можно не сомневаться, что будут затронуты вопросы региональной и геополитической безопасности. В этом плане проблем, как говорится, воз и маленькая тележка — это и Турция, и Азербайджан, и карабахский конфликт, в котором непосредственное участие принимает Россия.
Ко всему этому в последнее время добавилась еще и проблема противостояния соседа Армении, Ирана, с Соединенными Штатами и Израилем. Сегодня именно этот вопрос стоит весьма остро с точки зрения региональной безопасности.
А ведь ни Армения, ни Россия попросту не могут себе позволить остаться в стороне от иранского кризиса, угрожающего резкой дестабилизации ситуации не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе.
Ко всему вышеперечисленному еще следует добавить, что и армянские, и российские масс-медиа все время упоминают недавние, "до премьерства", отрицательные высказывания депутата Пашиняна об ОДКБ и ЕАЭС.
"Где мое место": Пашинян на борту N1 летит в Сочи >>
Так что следует признать: армянским и российским лидерам предстоит разговор не из самых легких и простых. Во всяком случае, пятью-десятью минутами и даже часом-другим не обойтись.
С другой стороны, уже известно, что телефонный разговор между Пашиняном и Путиным уже был. Российский президент первым поздравил армянского премьера с избранием на должность, так что первый контакт (говорили, что весьма благожелательный) уже состоялся.
Почему Россия, всегда старающаяся быть "в ладах" с Арменией, иногда оказывалась виноватой
Вкупе со всеми вышеперечисленными вопросами и проблемами, в которых предстоит разобраться руководителям союзных государств, выработать общую и взаимоприемлемую внешнеполитическую константу, есть еще одна сфера, в которой лидерам Армении и России обязательно следует разобраться. Если прежнее армянское руководство и советовалось со своими российскими коллегами о нарастающей внутренней социальной напряженности в Армении, то старалось об этих разговорах и результатах особо не распространяться.
Речь идет о внутриполитическом и финансово-экономическом кризисах, в которых перманентно пребывала Армения все прежние годы. Трудно представить, чтобы российское руководство, так тесно работающее со своими армянскими коллегами, не знало всю полноту социальной проблематики, в которой находилась Армения, не имеющая ни энергоносителей, ни нормальной экономики…
Другое дело, что вмешиваться в деятельность армянского руководства на внутренней социально-политической арене Россия себе позволяла лишь тогда, когда ее об этом просило то же прежнее руководство.
В основном это касалось финансовой помощи и цен на энергоносители, поставляемые в Армению именно Россией.
"Duxov": как футбольный слоган и собака Чало стали символами армянской революции >>
Однако распоряжающееся этой помощью прежнее руководство страны, мягко говоря, лукавило, и эффективность предоставляемых финансов и цен на газ (который Армении Россия продавала по запредельно низким ценам) сводилась к нулю. Получалось так, что Россия, серьезно помогая своему союзнику (в финансовом эквиваленте это где-то полмиллиарда долларов в год) в итоге оказывалась виноватой в том самом перманентном социально-политическом кризисе. Следствием которого, собственно, и стала "бархатная революция".
Интересно, что скажет Пашинян Путину
Чтобы было понятнее, о чем идет речь, видимо, следует расписать ситуацию на конкретном примере того же российского газа, который поступает в Армению.
Уже который год Россия продает своему союзнику природный газ по цене в два раза ниже того минимума, по которому голубое топливо поступает на европейский рынок энергоносителей. Грубо говоря, если в Европу российский газ продается по 300 (плюс/минус) долларов за тысячу кубометров, то в Армению он поступает по цене 150 долларов за таковой.
В общей сложности в годовом разрезе получается, что, по сравнению с европейскими странами, Армения за газ "недоплачивала" порядка 200 миллионов долларов. Однако населению, в основном этот газ потребляющему, от этого было ни тепло, ни холодно…
До потребителя голубое топливо доходило где-то по той же цене в 300 (точнее — в 290) долларов за тысячу кубометров. Разница, как из года в год уверяло руководство армянской "дочки" Газпрома, уходила на строительство инфраструктуры и обслуживание газовой сети.
Только вот вопрос: сколько лет приходилось строить и строить инфраструктуру в небольшой (с населением в 3 миллиона) стране? Есть серьезное подозрение, что, по большому счету, инфраструктура в Армении уже давно полностью выстроена, а руководство соответствующей организации, занимающейся распределением газа в стране, предпочитало не снижать цену для потребителей, чтобы получать сверхприбыль… Как говорил знаменитый Шерлок Холмс, "это же элементарно, Ватсон".
Премьер-министр Армении раскрыл "небольшой секрет" в интервью "Россия 24" >>
Ну и можно не сомневаться, что эта сверхприбыль распределялась между "бизнесменами от газа". Грубо говоря — коррупционные риски, которые, как известно, не имеют ни национальности, ни гражданства.
Итог — растущее год от года социальное напряжение внутри страны, когда (а ведь это было не так и давно) работники аж ходили по квартирам и холодной зимней порой отключали газ за опоздание коммунальных выплат. И это социальное напряжение, в итоге, выплеснулось на улицы армянских городов.
А ведь вся расписанная нехитрая цепочка касалась не только российского голубого топлива. Пример именно с газом характерен и существенен еще и потому, что нынешний премьер-министр Армении Пашинян в бытность депутатом парламента достаточно много внимания уделял этому вопросу. То есть темой он владеет не просто на уровне журналиста. И, думается, если он выложит хотя бы этот расклад во время встречи в Сочи, то российскому президенту Путину будет ну очень интересно…
Во всяком случае, понять бы и в верхах, и в народе, что если и есть в Армении "антироссийские" настроения, то связаны они в первую очередь с такими частными, корпоративными, национальной принадлежности не имеющими, серыми и "черными" схемами. По большому счету, не имеющими никакого отношения к взаимоотношениям между Арменией и Россией на государственном уровне.