Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Соединенным Штатам нужна еще одна война в Сирии
Устранение опасности прямого столкновения между Ираном и Израилем в Сирии угрожает, в первую очередь, позициям Соединенных Штатов, которые делают все возможное, чтобы накалить очаг противостояния до прямого военного конфликта.
Ведь именно в случае конфликта у Вашингтона появятся шансы убедить мировое сообщество в необходимости принятия крайне жестких (вплоть до военных) мер против Тегерана.
Иначе даже ближайшему другу и союзнику США – Европе – непонятны позиции заокеанского патрона, убеждающего человечество в том, что от Ирана исходит "ядерная" (и не только) угроза всему цивилизованному миру.
За последний год американцы уже не в первый раз остаются в гордом одиночестве на международной политической арене. Однако такого разброса мнений и позиций, какие наблюдаются сейчас относительно "ядерной" опасности, исходящей от Ирана, на Западе не было давно.
Позиции Соединенных Штатов поддерживают лишь те страны – члены Евросоюза, которые все равно свою экономику не развивают и живут, как говорится, на заокеанскую долларовую "помощь". Те же, у кого более-менее развитая экономика (Франция, Германия, Италия, страны Северной Европы), используют Брюссель для выражения своего недовольства диктатом американцев.
Кроме того, каждая из развитых стран по отдельности пытается защитить своих бизнесменов и их инвестиции в иранскую экономику. И можно с уверенностью сказать, что именно этим обстоятельством обусловлены участившиеся контакты Брюсселя, Парижа и Берлина с Москвой.
"Последний день Помпеи" от Помпео: как США отыграются на Турции за С-400>>
Более того, активизировались связи между Россией и Израилем, опять же на фоне проблем с Ираном.
Правда, в данном случае речь не идет о нахождении точек соприкосновения между Тегераном и Тель-Авивом – до этого еще очень далеко. Однако и воевать на сирийской территории ни тем, ни другим не хочется.
Да и мировое сообщество категорически против такого развития событий, поскольку осознает, как опасно открытое вооруженное столкновение двух региональных держав не только для Ближнего Востока, но и для всего мира.
Если Тегеран и Тель-Авив договорятся, Вашингтону придется собирать чемоданы
Мира на Ближнем Востоке (причем любой ценой) хотят все, и США могут остаться в минусе, если угрозу прямого столкновения между Ираном и Израилем удастся свести на нет.
Ведь в этом случае Вашингтону будет не на кого ссылаться для того, чтобы аргументировать свое военное присутствие на территории страны, куда американцев (да и Запад в целом) никто не приглашал.
И если вдруг случится так, что иранцы с израильтянами договорятся, то это будет настоящей геополитической катастрофой для Соединенных Штатов.
А тенденции к тому, что Тегеран и Тель-Авив могут достигнуть реальной договоренности, прорисовываются. Тем более, что за дело взялась Россия, позиции которой на Ближнем Востоке за прошедшие четыре года действительно существенно укрепились.
Вспомним хотя бы недавнюю информацию о том, что Тель-Авив не будет требовать отставки президента Сирии Башара Асада, если Иран не станет укреплять свои позиции и строить базы в приграничных с Израилем районах.
Это еще не конкретный результат, ведь Тегеран может воспользоваться преференциями, которые дает ему статус победителя в войне с международным терроризмом. Однако подобная позиция израильтян свидетельствует о том, что воз сдвинулся с места. И можно не сомневаться, что произошло это благодаря усилиям российских дипломатов и военных.
Более того, мелькнуло сообщение о том, что Москва и Тель-Авив достигли определенных соглашений относительно того, что про-иранские вооруженные формирования (добровольцы из Аль-Кудс и Хезболлы) постепенно начнут покидать приграничные с Израилем районы на юго-западе Сирии.
Глава МИД Турции назвал крупной ошибкой решение США по курдам в Сирии>>
В Вашингтоне забеспокоились
Американское руководство было настолько обеспокоено мелькнувшей в региональных СМИ информацией, что госсекретарь Помпео, образно говоря, тут же схватился за телефонную трубку того, как постпред России при ООН Василий Небензя выступил с весьма интересным заявлением.
"Я слышал новости, это было и в сообщениях прессы (речь о соглашении вывести формирования на юго-западе Сирии – ред.). Насколько я понимаю, соглашение было достигнуто. Было ли оно уже выполнено или нет, я не могу сказать, но стороны, которые участвовали в достижении соглашения, удовлетворены тем, чего они достигли", — сказал Небензя.
После этого Нетаньяху пришлось долго убеждать американского госсекретаря в том, что договоренностей как таковых нет. Не оглашая текст состоявшегося разговора, западные СМИ написали, что Вашингтон весьма скептически относится к шансам Москвы договориться с Тель-Авивом по вопросу отвода иранских подразделений из приграничных районов.
Помпео зачитал ультиматум, Роухани ответил сквозь зубы: что, если этот виток будет горячим>>
Понятно, что западные масс-медиа не будут упоминать, что буквально на днях президент Башар Асад еще раз подчеркнул, что иранских армейских формирований на территории Сирии нет. Присутствуют лишь инструкторы, приглашенные сирийским руководством для работы с личным составом армии.
А глава МИД России Сергей Лавров 28 мая и вовсе открыто сказал, что на южной границе Сирии могут быть дислоцированы только подразделения правительственной армии.
Он отметил, что отвод всех несирийских сил должен осуществляться на взаимной основе, это должна быть улица с двусторонним движением.
"Итогом всей это работы должна стать ситуация, когда на границе Сирии с Израилем с сирийской стороны будут стоять представители вооруженных сил САР", — подчеркнул Лавров.
Таким образом, российский министр официально подтвердил, что работа в этом направлении ведется.
Даст ли она плоды? Можно с большой степенью уверенности ответить утвердительно, поскольку в группе крупных игроков, завязших в сирийском конфликте, лишь американцам (и действующим под их прикрытием сирийским "умеренным" оппозиционерам) подобное развитие событий невыгодно.
Для всех остальных, включая Дамаск, Москву и Тегеран с Тель-Авивом, худой мир в стране (да и в регионе) лучше доброй ссоры.