ЕРЕВАН, 9 авг — Sputnik. На дороге, ведущей к грузино-российской границе — КПП "Казбеги — Верхний Ларс", опять многокилометровые очереди из грузовых автомобилей. Для того, чтобы выяснить, в чем же проблема, съемочная группа Sputnik Грузия и колумнист Анна Анастасиади отправились на место событий.
ТПП "Казбеги – Верхний Ларс" является единственным функционирующим на сегодняшний день пунктом пропуска на сухопутной границе Грузии с Россией. При этом он крайне важен для Армении, у которой нет общей границы с Россией.
Вечером в среду очередь из легковых и грузовых автомобилей у КПП со стороны России составляет около 4 километров. Со стороны Грузии тоже очередь, правда поменьше, по данным Северо-Осетинской таможни, порядка 260 машин — но застрявшим дальнобойщикам от этого не легче.
С грузинской стороны, непосредственно у КПП, машин совсем мало — здесь позволяют находиться не более чем 15 фурам. Остальные ждут своей очереди примерно в 15 минутах от поселка Степанцминда. А за порядком следит патрульная полиция Грузии.
Еще одна достопримечательность
Отправляясь в путешествие из Тбилиси к границе с Россией по так называемой Военно-Грузинской дороге (теперь она называется Тбилиси-Степанцминда-Ларси), на пути можно встретить огромное количество ярких достопримечательностей – древний город Мцхета, Жинвальское водохранилище и крепость Ананури, монастырь Ломиси, неповторимое по своей красоте и уникальности зрелище – слияние белой и черной Арагви, родину хинкали – поселение Пасанаури, мозаичную смотровую площадку, с которой открывается незабываемый вид на величественные горы, и, наконец, легендарную гору Казбек. В общем, без преувеличения можно сказать, что эта центральная автомагистраль Грузии – одно из самых живописных мест в стране.
Еще одной достопримечательностью этой живописной дороги, правда, движимой, хоть и с трудом, стали многокилометровые очереди из грузовых автомобилей.
Причины бесконечных очередей обычно самые разные. Зимой – это обильный снегопад, угроза схода лавин, соответственно, дорога закрыта. Летом есть опасность схода селя или оползня. А теперь еще и ограничения для трейлеров.
Если поездка по Военно-грузинской дороге для туриста – это захватывающее и интересное приключение, то, к сожалению, для дальнобойщиков из России, Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Турции и десятка других стран – это сущий ад!
Им приходится стоять сутками, без четкого понимания, когда же их наконец пропустят через границу. Бывает и такое, что заканчиваются все запасы воды и еды, не говоря уже о том, что некуда сходить в туалет и помыться.
А выехать в магазин на своей фуре просто невозможно. Поедешь вперед – оштрафует патрульная служба, поедешь назад – потеряешь свое место в этой многокилометровой очереди. Пешком возможно придется потратить несколько часов, но и тут есть опасность пропустить свою очередь.
Длина пробки на "Верхнем Ларсе" уменьшилась, испорченных грузов нет>>
Если нет каких-либо серьезных угроз, например, лавины, оползня или гололеда, то пассажирские автомобили и даже многоместные автобусы, в отличие от грузовых фур, ездят в свободном режиме. Российская сторона пояснила это тем, что в туристический сезон предпочтение отдается туристам.
"Нас не считают за людей?"
Когда съемочная группа Sputnik Грузия подъехала к началу огромной очереди из фур, группа дальнобойщиков, в которой в это время шло бурное обсуждение создавшихся проблем, поспешила к нам навстречу, даже не пришлось задавать вопросов.
"Журналисты? Как мы вам рады!", "Посмотрите, что с нами!", "Третий день стоим! Почему — не знаем!", "Никто ничего не говорит! А нам что делать?", "Нам даже уже есть нечего! Вы можете нам помочь?" — наперебой пытались поговорить со мной дальнобойщики из Армении.
Конечно, больше всего переживают водители, у которых скоропортящиеся товары, или как они называют это по-своему – "скоропорт". По словам дальнобойщиков, у каждого из них есть декларация, в которой стоит отметка С, то есть "Скоропортящийся продукт", который должен быть как можно скорее доставлен в пункт назначения.
"Мы показываем патрульным, мол, смотрите, это не бумажка, это документ, где написано, что у нас "скоропорт", а "скоропорт" надо пропускать в первую очередь! Но нет, им все равно, хоть ты со "скоропортом", хоть нет, хоть вообще пустой возвращаешься обратно", — рассказал российский дальнобойщик Евгений Трунов.
"Скоропорта" очень много у армян, поэтому, конечно же, они переживают больше всех. Они везут фрукты, цветы.
"Вот я везу розы. Да, они у меня в холодильнике, в воде, в определенной температуре хранятся. Но, вы же сами понимаете, насколько долго могут прожить цветы, даже в определенной температуре, а я третий день еду только по Грузии", — поделился дальнобойщик из Армении Егик Хачатрян.
Более-менее в приподнятом настроении корреспонденту Sputnik Грузия встретился дальнобойщик из Кыргызстана. Наименее озадаченный, чем другие его коллеги, Айбек Исаев сказал, что он везет стройматериал из Турции, поэтому пытается не унывать, хотя финансовый вопрос беспокоит и его.
"Нам в день на наши личные расходы компания дает по 7 долларов, а тратиться из кармана за день простоя приходится намного больше. Получается, я трачу свои деньги и остаюсь в минусе", — говорит Исаев.
Транспортная ловушка: турпоток мешает армянским фурам попасть в Россию?>>
Так что "скоропорт" далеко не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться невезучим водителям фур.
"Мы не рассчитали, что так долго будем стоять. А стоим ни много ни мало трое суток. Все запасы еды закончились. Сдвинуться с места мы не можем. Что нам теперь, умирать голодной смертью в этой многокилометровой очереди? Я уже не говорю о том, что нам не помыться, в туалет не сходить. Почему так происходит? Объясните, нас не считают за людей?", — задавался вопросом один из армянских дальнобойщиков, который не пожелал представиться.
Особенно в душу запал рассказ молодого парня из Северной Осетии Чермена Есиева.
"У меня семья из пяти человек, которую я один пытаюсь прокормить. Больные родители, жена и двое детей. У меня нет другого выбора, как заниматься этим делом. Жить на что-то же надо?! У меня зарплата, на ваши деньги, 700 лари из которых 300 я каждый раз оставляю в Грузии только во время простоя. Скажите мне, пожалуйста, на какие деньги мне прокормить семью?", — говорит Есиев.
Так что вряд ли кто-то когда-нибудь захотел бы оказаться на месте этих людей.
"Такого еще не было"
В чем причина простоя, практически никто из дальнобойщиков не знает.
"Первый раз такое за мои много лет работы. Такого еще не было. Стоим и сами не знаем, почему и от чего", — продолжил Есиев, с которым мы уже разговорились.
Большинство все же полагает, что проблемы возникают с российской стороны.
"На грузинской границе мы не стоим обычно более 15 минут!", — хором заявили водители.
Узнать о том, что происходит на другой стороне грузино-российской границы, удалось из первых уст и на территории Грузии. О ситуации у российского КПП рассказала армянская семья, которая только въехала в Грузию на легковой машине и направлялась в Армению.
"Мы стояли на российской стороне ни много ни мало 12 часов, пока пересекли границу (в направлении Грузии — ред.). У меня в машине 80-летняя моя мать и мой восьмимесячный ребенок. Как только наконец пересекли границу, попали в пробку в нейтральной зоне, но сравнительно быстро проехали. Повезло намного меньше тем, кто стоит в нейтральной зоне в направлении российского КПП. Они вообще не двигаются", — рассказал водитель, направлявшийся в Армению.
Перед тем, как отправиться обратно в Тбилиси, мы еще недолго пообщались с дальнобойщиками. Напоследок они сказали, что чисто по-человечески понимают, что дорога непростая, но им очень хотелось бы, чтобы в этот трудный период их хотя бы обеспечивали хлебом и водой.