Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения
Ситуация изменилась?
Несмотря на заверения властей Армении в близкой дружбе и приверженности сотрудничеству с Россией, за последние три с лишним месяца взаимоотношения с этой страной (нашим стратегическим союзником и партнером) развивались через пень-колоду.
И хотя свой первый рабочий визит премьер-министр Никол Пашинян совершил именно в Россию (в Сочи) для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета, однако сейчас в отношениях двух стран настали далеко не лучшие времена.
В России достаточно пристально, но в то же время непредвзято следили за всеми процессами в Армении: и за борьбой с коррупцией, и за обысками, и за внешнеполитическим вектором нового руководства страны на международной политической арене.
Но проблемы во взаимоотношениях между двумя союзниками есть, и от этого никуда не деться. Достаточно вспомнить историю с учениями 102-й военной базы около села Паник и не совсем понятный комментарий самого премьера Пашиняна о необходимости уточнить вопрос соответствия договора о российской военной базе с законодательством страны.
Когда диалог важнее тостов, или Армяно-российские отношения в условиях турбулентности>>
А ведь изначально было понятно, что это была откровенная провокация, направленная против армяно-российского сотрудничества, как сказал сам Пашинян.
Ведь у села Паник учения проводились не в первый раз. Жителей заранее через администрацию предупреждали о маневрах, и никаких проблем не возникало. Правильнее было бы задаться вопросом: кто постарался, чтобы на этот раз уведомление об очередных учениях не дошло до администрации и населения Паника?
Затем случилась история с генсеком ОДКБ Юрием Хачатуровым, который обвиняется в свержении конституционного строя во время мартовских событий 2008 года, что не могло не отразиться на имидже организации. Трудно было предположить, что злую шутку с авторитетом организации сыграет именно Армения, представитель которой занимает пост генерального секретаря (причем согласовывалась кандидатура достаточно долго).
Ведь ОДКБ для Армении – это и защита границы с Турцией, и вооружение, которое, как члену организации, поставляется по внутрирыночным ценам, то есть на порядок дешевле, чем для кого бы то ни было. Имеет ли смысл напоминать, скажем, о ситуации на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения и о вкладе России в дело поддержания режима перемирия?
Но что-то пошло не так. Об этом свидетельствует и заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который за последние годы впервые столь жестко отреагировал на процессы, происходящие в Армении.
"События последних дней явно нарушают такой позитивный настрой, идут вразрез с недавними заявлениями нового руководства Армении о том, что у него нет намерений организовывать преследования своих предшественников по политическим мотивам", — сказал глава российского МИД.
Видимо, действительно в поведении руководства Армении угадывалось что-то тревожное и нелогичное, раз Лавров, обычно предельно сдержанный в своих высказываниях, выступил с такой резкой оценкой политики новых властей.
А ведь Россия для Армении – не просто друг и союзник. Она еще и партнер по экономическому союзу (ЕАЭС) и военному альянсу (ОДКБ). Более того, Россия – инициатор создания этих организаций, и их, как принято говорить, локомотив. Поэтому ее не может не интересовать то, как себя проявляют члены организации на международных политических подмостках.
Поддержка друзей и союзников хромает
В этом плане тем более непонятным становится случай с учениями "Достойный партнер 2018" (Noble Partner) под эгидой НАТО в Грузии.
Армения, зная о взаимоотношениях двух военных блоков (НАТО и ОДКБ), отправила на учения Североатлантического альянса своих военных. И неважно, что поехали туда всего лишь четыре офицера (медики и штабные). Важно то, что целью учений было оказание давления на Россию, Абхазию и Южную Осетию. Во всяком случае, именно так оценили задачи Noble Partner в российском внешнеполитическом ведомстве. Кстати, министерство, в лице официального представителя, высказало недоумение по поводу участия партнеров России в этом мероприятии.
Само участие Армении в натовских учениях, где на плацу маршировали турецкие и азербайджанские солдаты, – фактор политический, от которого некуда деться.
Нельзя забывать, что некоторые соседи Армении по региону – далеко не самые дружественные ей страны, у республики не так уж и много союзников и партнеров, за которых надо держаться и выстраивать с ними нормальные взаимовыгодные отношения.
Между тем, наши высокопоставленные чиновники и дипломаты умудрились не ответить должным образом на недавнее заявление американского посла Ричарда Миллза по поводу торгово-экономических отношений Армении с Ираном.
Хочешь бизнес с Ираном, посоветуйся с США? Странные "советы" посла армянским дельцам>>
Из сказанного дипломатом вдруг выяснилось, что впредь армянские бизнесмены до заключения сделок с иранскими партнерами, должны консультироваться с посольством США.
Зная степень напряженности в отношениях между США и Ираном, можно представить, как в Тегеране воспримут тот факт, что армянская дипломатия решила отмолчаться.
А ведь высказывание посла, по большому счету, выходит за рамки дипломатической этики. Во всяком случае, не от своего имени послу говорить подобные вещи представителям суверенного государства.
Получается, что мы не только не поддерживаем нашего основного регионального союзника, партнера и друга – Иран – на международных политических площадках, но еще и готовы прислушаться к условиям, которые нам выдвигает его противник.
Грядет большая драка, и Армении придется сделать выбор
Уже понятно, что в нынешних условиях пресловутая многовекторность армянской внешней политики начала давать сбой.
Умение лавировать между державами, имеющими на Южном Кавказе серьезные интересы, все тридцать лет существования независимого армянского государства презентовалось как фирменный стиль наших руководителей.
С Россией на этом языке говорить нельзя — Кочарян о политике властей Армении>>
Такая тактика срабатывала именно тогда, когда ситуация на международной политической арене была более или менее стабильной, и сверхдержавы так или иначе находили общий язык по принципиальным вопросам. В конце концов, Армения – единственная страна, которая заключила соглашение об ассоциации с Евросоюзом, будучи полноправным членом ЕАЭС.
Появившийся шанс стать мостом между Россией и Евросоюзом в Армении тогда восприняли с воодушевлением. Даже планировали, как будут обеспечивать транзит между Западом и Востоком. Однако в Брюсселе, во время саммита НАТО, на котором присутствовал Пашинян, вдруг выяснилось, что европейцы не спешат делать ставки на новое руководство Армении.
Да и процесс налаживания контактов с президентской администрацией США идет ни шатко, ни валко. Вроде бы, в том же Брюсселе Пашинян познакомился с Трампом, но о необходимости провести двухстороннюю встречу говорится пока лишь на уровне петиции, под которой подписались некоторые американские сенаторы. Да и те самые 160 миллионов долларов в рамках программы "Вызовы тысячелетия", на которые рассчитывала Армения, американцы не дали.
Надо понимать – мир сегодня меняется, и далеко не в лучшую сторону. Уже поговаривают о новой холодной войне. И при таком раскладе отсидеться в сторонке не удастся никому – ни крупной стране с неограниченными ресурсами, ни небольшой, главное богатство которой – ее геополитическое расположение. В сложившейся ситуации нужно суметь оказаться по правильную сторону баррикад.
Нужен равноправный диалог: посол России в Армении о резервах в отношениях двух стран>>
И еще: накануне серьезных политических столкновений и баталий каждая страна должна показать свой потенциал, свой, скажем так, идеологический курс, чтобы друзья и партнеры знали, на кого могут рассчитывать. Вот именно с этим вопросом у правительства Пашиняна все обстоит не лучшим образом.