К истории любви легендарного шахматиста и талантливой балерины обратился израильский портал isroe.co.il в статье под названием "Шахматист и балерина, еврей и армянка, он – невыносимый, тяжелый, атеист, она – нежная, светлая, религиозная".
Михаил Ботвинник и Гаянэ Ананова были абсолютными противоположностями, однако они прекрасно дополняли друг друга. Автор статьи отмечает, что друзья Михаила Ботвинника называли Гаянэ "призом для чемпиона", а он лишь улыбался. Только со временем легендарный шахматист скажет: "Жена сделала меня добрее".
Знакомство с Гаянэ Михаил описал в своих мемуарах: "1 мая 1934 года отправился я на Васильевский остров к Якову Рохлину, моему другу. Опаздывал: все уже собрались. Сели за стол. Глянул на свою соседку справа и обомлел… Жгучая брюнетка с черными-пречерными глазами, стройная и изящная. От нее исходило такое очарование! Лишь потом я понял, что Ганочка (так он называл любимую) обладала способностью делать других людей добрее. И я этого не избежал…".
20-летняя Гаянэ была не только невероятно красивой, но и талантливой. Девушка не пошла по стопам отца - уважаемого профессора Ананова, а посвятила себя балету. Она была солисткой Мариинского, а позже Большого театра.
Спустя год после знакомства пара поженилась, в связи с чем первый советский чемпион по шахматам вспоминал: "И стали мы жить втроем: моя мама (характер у нее был пресквернейший — об этом я предупредил свою невесту, так же, как и о том, что со временем буду лысым), Ганочка и я. Но жена тут же добилась того, что ранее удавалось далеко не всем, — мама, Серафима Самойловна, горячо ее полюбила".
Гаянэ была рядом с супругом во время всех бед и радостей. Она искренне переживала за него, ездила следом на чемпионаты. Вечно влюбленные супруги жили в гармонии и радости, вскоре в их жизни появилась дочка. Потом внуки…
Декабрьским вечером 1987 года, когда у Гаянэ Давидовны уже диагностировали неизлечимое заболевание, супруг зашел к ней в комнату и сказал: "Из моей молодости рядом осталась только ты". На это она тихо ответила: "Я тебя не брошу". Спустя несколько часов супруга великого шахматиста скончалась.
В главе под названием "Жена" Ботвинник написал: "Да, сомневался я тогда в молодости, когда познакомился с Ганой Анановой, — жениться ли? Если бы я знал, какие ждут нас радости и печали, что бы тогда решил? Без колебаний предложил бы доброй и самоотверженной девушке стать моей женой".
Михаил Ботвинник пережил супругу на восемь лет. Урну с прахом шахматиста, согласно его воле захоронили "рядом с Ганочкой"…