Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Задействование "зеленого коридора" в теории позволит армянским товарам бесперебойно пересекать КПП "Верхний Ларс". Однако для реализации этого проекта необходимо соблюдение ряда условий. Одно из ключевых - открытая дорога из Грузии в Россию. В этом убеждены грузоперевозчики как в Армении, так и Грузии.
Накануне стало известно, что Армения, Россия и Грузия договорились обеспечить "зеленый коридор" для грузоперевозок Евразийского экономического союза. Как отметил премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с импортерами, договоренность на политическом уровне уже достигнута. Между тем еще не утверждены сроки реализации проекта.
Руководитель отдела по управлению проектами компании "Спайка" Карен Багдасарян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметил, что пока не понятно, когда "зеленый коридор" начнет действовтаь. До тех пор еще нужно понять принцип его работы.
"Подразумевается, что из существующих окон на КПП "Верхний Ларс" одно будет отведено под "зеленый коридор" для прохождения товаров из стран ЕАЭС, в том числе и Армении", — сказал Багдасарян.
По его словам, задействование коридора не освобождает армянских грузоперевозчиков от прохождения таможенной процедуры на грузинско-российской границе.
Торговля между Арменией и Ираном: как изменится жизнь перевозчиков после введения виз>>
Он отметил, что нужно также понять, будет ли отведен коридор только под грузы из ЕАЭС или через него также будут пропускать скоропортящиеся товары из других стран.
Тем не менее, уже сейчас, несмотря на многие вопросы, очевидно, что коридор позволит армянским фурам быстрее пересекать КПП.
Его эффективность, однако, во многом зависит от того, будут ли задержки на пути через Грузию. Из-за плохих погодных условий участок Коби-Гудаури автомобильной дороги Мцхета-Степанцминда-Ларс периодически закрывается. Армянские фуры днями простаивают в ожидании.
По словам Багдасаряна, как проект будет реализован на территории Грузии, какие механизмы будут задействованы — пока не понятно. Подразумевается ли, что фуры из Армении будут собираться в колонны и так доезжать до КПП "Верхний Ларс", если да, то с какой частотой, сколько машин и так далее. Все эти вопросы пока остаются открытыми для перевозчиков.
Между тем пресс-секретарь премьер-министра Армении Никола Пашиняна Мане Геворкян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметила, что в данный момент ведутся работы над имплементацией проекта.
"Поднят ряд вопросов и ведутся работы над их решением и реализацией", — сказала она.
В свою очередь генеральный секретарь Ассоциации международных грузоперевозчиков Грузии Гия Ципурия скептически относится ко всем типам коридоров, когда речь идет о военно-грузинской дороге. По его словам, необходимо искать альтернативные пути для грузоперевозок, например мультимодальный тип перевозок, включающий в себя опцию парома.
"Сложно говорить о зеленом коридоре и договоренностях в этом ключе, когда речь идет о такой дороге, как Военно-Грузинская, ведущая к КПП "Верхний Ларс". Она из-за погодных условий периодически закрывается. С другой стороны ее пропускная способность также невелика", - сказал Ципурия в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Он пояснил, что путь через "Верхний Ларс" был всегда запасным и с ноября по апрель закрывался. Сегодня из-за политических вопросов через него пролегает основной маршрут. За эти годы была проделана большая работа по усовершенствованию автомобильной дороги к КПП "Верхний Ларс" с целью сделать ее основной, однако погодные условия значительно портят жизнь как властям Грузии, так и перевозчикам.
Отметим, что только из Армении ежегодно через КПП "Верхний Ларс" перевозчики выполняют как минимум 10 тысяч рейсов в оба направления. Действующая дорога практически единственная в нынешних реалиях для поставок товаров из Армении в Россию и обратно.
Из Ирана в Армению, а потом — Грузию: может ли коронавирус "приехать" к нам на грузовике?>>
Остальные восемь альтернативных Ларсу маршрутов закрыты по политическим причинам.