Ашот Сафарян, Sputnik Армения
Об "одиссее" и дальнейшей армянской судьбе гражданской авиации в Армении в эти два дня не пишет только ленивый. Звучат крайне противоречивые оценки. Одни видят в случившемся вину главы Комитета гражданской авиации, другие же – наоборот, утверждают о системной коррупции, которая по их мнению, царила в сфере авиации при прежних властях. В реальности, как представляется, виноваты и те, и другие.
С чего все началось?
Решением Европейского агентства по полетной безопасности (EASA) армянский Комитет гражданской авиации не может лицензировать две авиакомпании – Armenia Aircompany и Atlantis European Airlines на осуществление полетов в страны Евросоюза.
Если вкратце, то произошло следующее - в феврале этого года специалисты EASA провели "ревизию" в Комитете, проверив уровень безопасности обслуживания полетов. Под это определение подпадает все – начиная от изношенности шин самолета и заканчивая уровнем подготовки летчиков. На основании выявленных недостатков авиационные власти Армении в марте получили "красную карточку", когда был подготовлен доклад EASA, о чем стало известно только сейчас.
А на уровень обслуживания европейцы обратили внимание после того, как авиакомпания "Тарон Авиа" в прошлом году осуществила рейс в Болгарию. После этого и попала армянская авиация в объектив EASA. Безусловно, в произошедшем свою долю ответственности несут нынешние авиационные власти и Ревазян лично. Но в действительности проблемы начались задолго до нее.
Что говорят специалисты?
По мнению заслуженного летчика СССР, эксперта в области гражданской авиации Дмитрия Атбашьяна, произошедшее – закономерный результат целенаправленного развала авиации в Армении за последние десятилетия.
"Сферу разваливали практически все последние годы. В конце концов довели ее до ручки. В итоге имеем первый случай в истории армянской авиации, когда международный регулирующий орган признает Комитет гражданской авиации не соответствующим международным требованиям", - отметил Атбашьян в интервью Sputnik Армения.
Что же касается нынешнего руководства, то со слов ветерана авиации, против личности Ревазян он ничего не имеет. Они несколько раз встречались, обсуждали проблемы гражданской авиации, но Атбашьян считает ее неподходящей на столь ответственную должность.
"Татевик Ревазян - искренний человек, но профессиональных знаний у нее почти нет. Нужны глубокие знания в сфере, которая является одной из самых уязвимых отраслей в Армении. Это сфера сертификации авиационных компаний", - говорит Атбашьян.
Проблемы Ревазян кроются в первую очередь в кадровой политике. Наш собеседник неоднократно советовал ей понабрать в команду грамотных людей, хорошо разбирающихся в отрасли. Но никаких результатов эти призывы не дали.
Причем любопытно, что "хорошими кадрами" Атбашьян не считает людей, ушедших из Комитета в период работы Ревазян. Эксперт считает многих из них виновными в существующих сегодня проблемах.
Пашинян уволил советника по линии гражданской авиации>>
Не Арменией единой
Стоит отметить, что с аналогичной проблемой в свое время столкнулся и Казахстан. Ее авиакомпаниям также запретили летать в Европу.
Для устранения проблем Казахстану пришлось пригласить европейских специалистов, платить им большие деньги. Но в итоге республика проблему решила в течение 4-5 лет.
Моя хата с краю
В упомянутом уже интервью Ревазян попыталась возложить ответственность на армянские компании, заявив, что EASA лишила их лицензии. Позже на это отреагировал представитель авиакомпании Armenia Геворг Хачатрян. Он отметил, что никто не лишал лицензии компанию, речь идет о том, что именно Комитет не прошел аудит EASA.
Из-за этого два армянских перевозчика не смогут летать в Европу. Armenia осуществляет регулярные и чартерные рейсы в Грецию, Францию, Испанию и др.
Под "горячую руку" EASA попала и вторая компания - Atlantis European Airways. Но получить какие-либо комментарии от нее не удалось. Компания ранее выполнила несколько рейсов из Италии в Армению, доставив на родину застрявших там из-за коронавируса граждан.
Есть ли выход?
Как известно, 6 апреля Комитет гражданской авиации подаст в EASA протест в связи с решением агентства. После его рассмотрения стороны в мае встретятся в Брюсселе для обсуждения.
Специалисты, знакомые с ситуацией в сфере авиации, утверждают, до мая вряд ли армянская сторона сможет устранить существующие проблемы. Столь серьезные вопросы за месяц не решаются, учитывая хотя бы казахстанский опыт. А это означает, что Комитету придется нанять международных специалистов, провести скрупулезную работу, потратить деньги, чтобы получить конечный результат. В противном случае путь армянским летчикам в страны ЕС, а впоследствии и по другим направлениям будет заказан. Результатом станет массовый отток кадров из страны.