Значение слова "майдан" в лексическом смысле совсем не то, что в политическом и, означает по сути "ровное, свободное место", "базар" или "торговая площадь". Ереванский майдан был там, где сегодня находится Российское посольство.
Место называлось "цахи-мейдан", поскольку было стойбищем дровосеков, нанимаемых горожанами для распила и рубки дров к зиме. Но не только.
Отсюда, из цахи-мейдана, каждое утро отправлялись в школы (мальчики – в имени Мравяна, девочки - в имени Маяковского) сотни цахи-мейдановцев, которых при всей непохожести друг на друга, объединяло одно - все они были плохо одеты. Пройдут десятилетия и мы поймем - своей одежды надо было не стесняться, а гордиться ею – ведь мы донашивали то, в чем наши отцы с победой вернулись домой.
Со старых групповых фотографий, в объектив, их которого вот-вот "вылетит птичка", смотрят одинаково стриженные, одинаково одетые, с одинаково настороженными лицами мальчишки. Первое впечатление от лиц – какая-то приютская неустроенность и серость. Ощущение не только от черно-белых фото (цветных тогда и не было), а прежде всего от одежды. (Спустя недолгое время школьников переоденут в единую форму, которая тоже почему-то окажется мышиного цвета).
"Несолидный маршал": как сын Сталина и Рузвельт "сбили" Худякова-Ханферянца>>
А тогда на большинстве ребят можно было видеть перешитые военные гимнастерки, на голове, если тепло – пилотки, в холод - ушанки со звездой, на ногах – отцовские сапоги, а если ботинки, то, чтобы не болтались на ноге, с забитой под ступню ватой. (Обувь долго носилась потому, что на каблук и носок забивали металлические подковки).
Что еще? В начальные классы многие ходили с запиханными в сумки от противогазов книжками и тетрадками, но нередко и с командирскими планшетами через плечо, старшеклассники – в офицерских кителях с отметинами от споротых погон.
Учителя-мужчины, большей частью фронтовики, в обычные дни являлись на урок с орденскими колодками на пиджаках, но по праздникам – с орденами и медалями в натуре.
Нюанс. Женщин, участниц войны, в школах тоже хватало, но одевались они в сугубо гражданские платья, делали так называемые шестимесячные "завивки-перманент", отчаянно маникюрили ногти красным лаком и благоухали духами "Белая сирень".
Между тем, отцы возвращались не только в том, что носили на войне, а еще и с трофеями. В этом отношении цахи-мейданская детвора уступала сверстникам с центральных улиц Еревана, где жили дети старших офицеров и генералов.
Первые иномарки на улицах Еревана тех лет: немецкие "Опели" и "Хорьхи", американские "Студебеккеры" и "Доджи", и только потом появилась легендарная "Победа", которая Сталину почему-то не понравилась. (Рассказывают, что усаживаясь на заднее сиденье, он сбил с головы фуражку, после чего дизайн салона пришлось срочно переделывать).
"Лучше безногий, чем безголовый": кто они — армянские маршалы Великой Отечественной войны>>
После войны домой привозили не только автомобили, мебель, посуду, постельное белье и другие нужные в хозяйстве вещи, везли и оружие, как огнестрельное, так и холодное. Вот тут цахи-мейданцы могли дать десять очкояв вперед всей остальной ереванской ребятне. За "Ерорд мас" (третий участок), "Шенгавит", "Айгестан" и другие районы Еревана говорить не берусь, но в нашем околотке пистолетов разных конструкций и калибров, ножей-финок гуляло сверх всякой меры.
Куда и как бы родители их ни прятали (стволы – отдельно, снаряженные обоймы или патроны вроссыпь – отдельно), мальчишки безошибочно находили запретный плод и несли его в школу похвастаться. Советские пистолеты "ТТ", бельгийские револьверы "Наган", немецкие "Парабеллумы", "Вальтеры", "Маузеры"… И что интересно - драться тогда любили и умели, но чтоб друг в друга стрелять - такого не припомню.
…Поколение, выросшее в отцовских сапогах и телогрейках сегодня в Армении самое старшее, старше уже некуда, "детям войны" за семьдесят и больше.
Из более чем полумиллиона армян, сражавшихся против фашистов, осталось совсем ничего. К следующему параду Победы будет еще меньше. Печалиться тут нечему: все по жизни, все правильно. Неправильно, если перестанем помнить: подвиги, людей, которые их совершали, родных и близких, которые вернулись домой победителями, если не захотим знать, как жили после войны, как растили детей, которые часто ходили в школу в отцовских сапогах да гимнастерках и не понимали, как это хорошо для души.