https://am.sputniknews.ru/20230409/letaya-samoletami-aeroflota-otkuda-u-grazhdanskoy-aviatsii-armenii-krylya-57849301.html
Летая самолетами "Аэрофлота": откуда у гражданской авиации Армении крылья
Летая самолетами "Аэрофлота": откуда у гражданской авиации Армении крылья
Sputnik Армения
"Аэрофлоту" в этом году исполняется сто лет. В советское время "Аэрофлот", хоть и был один на всю страну, но каждая республика, в том числе и Армения, входила... 09.04.2023, Sputnik Армения
2023-04-09T09:56+0400
2023-04-09T09:56+0400
2023-07-20T17:57+0400
колумнисты
армения
общество
аэрофлот
гражданская авиация
самолет
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2062/75/20627566_0:84:1600:984_1920x0_80_0_0_f54cf665d6c7fbae2c721c6c23c2b996.jpg
"Аэрофлоту" в этом году исполняется сто лет. В советское время "Аэрофлот", хоть и был один на всю страну, но каждая республика, в том числе и Армения, входила в него отдельным отрядом. И нынешний юбилей компании – отнюдь не пустой повод вновь обратиться к теме развития гражданской авиации в армянском государстве. 17 марта текущего года, перелетая из Москвы в Ереван в салоне "Боинга", и, услышав, "Сегодня исполняется сто лет со дня образования "Аэрофлота", подумал: "Предлагать Sputnik заметку к юбилею уже поздно". Возвращался из Еревана в Москву через пару недель. Внутреннее радио вновь напомнило о столетии. – Это как? – спросил я старшего бортпроводника Женю. – Отмечать юбилей решено весь год, – объяснил Женя, из чего следовало: говорить и писать об "Аэрофлоте" можно, не оглядываясь на 17 марта. В советское время "Аэрофлот", пусть и был на всю страну один, тем не менее, каждая республика входила в него отдельным отрядом: со своим начальником управления, летным составом, аэродромным хозяйством, агентствами по продаже билетов и т.д. Для большинства ереванцев подняться в воздух считалось делом рискованным, но поездом до Москвы, а именно это направление было самым востребованным, значило трястись в вагоне трое суток с хвостиком. Стоила ли игра свеч? Оказалось, стоила. Кроме того, что быстро, в самолете кормили бутербродами с красной икрой, ("бизнес-класса" не было и в помине), работали там "стройноногие" стюардессы (мечта советских девушек той поры – стать стюардессой или работать в магазине "Березка"), пассажиры в салоне закуривали, не успев сесть в кресло (хотя разрешалось только после набора высоты), летели же с дозаправкой в Ростове-на Дону – получалось чуть ли не шестичасовое воздухоплавание. Небесные тихоходы того времени были слабосильны, неудобны, с квадратными, а не овальными, как сейчас, иллюминаторами. Квадрат сменили на овал, так как острые углы окон на лайнерах разваливаются в воздушном пространстве, а округлость, распределяя напряжение по всей поверхности окна, снижает вероятность образования трещин или разломов. Куда можно вылететь из Армении? Направления иностранных и армянских авиакомпаний>>Трудно поверить, но автор застал время, когда двигатель самолета запускали, набросив на пропеллер канат, дергали его вниз, пока не закрутится винт. До стремительного подъема отечественного самолетостроения на рекордную высоту высоты было еще далеко, но настал час, и конструкторские бюро Ильюшина, Туполева, Антонова, Яковлева создали лайнеры, которыми можно было гордиться. Уже в восьмидесятых "Аэрофлот" ежегодно перевозил более ста миллионов пассажиров, в авиационной отрасли трудилось более одного миллиона человек, а всего за советское время серийно было выпущено более семидесяти различных моделей самолетов и вертолетов. После перестройки всего и вся, следуя логике "зачем клепать самим, когда можно купить у других", отрасль погубили с космической скоростью. О том, что со временем в покупках могут отказать, а взятое в аренду отозвать, в буйные головы реформаторов как-то не приходило. Сегодня, обжегшись на глупости предшественников, премьер-министр России Михаил Мишустин пообещал выпускать более ста самолетов в год. Давно пора. …В конце пятидесятых на смену винтовым самолетам пришли реактивные ТУ-104, но Ереванский аэропорт "Южный" (сегодня "Эребуни") принимать их не мог. Кто хотел "побыстрее", тот добирался на машине до Тбилиси, и оттуда на "ТУ" вылетал в Москву. Если знать, что доехать до Тбилиси в те времена можно было за шесть часов с гаком, то в чем выигрыш времени – понять трудно. Реактивная пассажирская авиация пришла в Армению в середине шестидесятых, получив отличную воздушную гавань в виде аэропорта "Звартноц", построенного в 1961 году. Красавец-аэропорт заслуживает того, чтобы назвать его создателей поименно. Архитекторы Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Левон Черкезян, Жорж Шехлян, Эдмонд Тигранян, Артур Месчян, конструктор Сергей Багдасарян. Получилось не только эстетически безупречно, эксплуатационно рационально, но и перспективно по расчету. Кто часто летает, тот подтвердит: сегодня "Аэрофлот" ничем (если очень осторожно – почти ничем) не уступает лучшим авиакомпаниям мира. Во времена, когда существовало Ереванское отделение гражданской авиации (считалось одним из лучших в СССР), армяне и армянки в аэрофлотовской форме держали на высоте не только полетную, но и государственную безопасность. Из опубликованного в "Известиях". "Як-40" летит из Еревана в Берд. В кабине самолета: первый пилот – В. Саркисян, второй – М. Ефремян, в салоне – бортпроводница Доллорес Казарян, принявшая на себя первый удар террористов-угонщиков. Захват самолета провалился. Еще одна попытка захватить Як-12М "Аэрофлота" и бежать в Турцию. Двадцатипятилетний пилот Эдуард Бахшинян сорвал намерение преступников и посадил самолет на своей земле. 15 октября 1970 года. Попытка захвата самолета Ан-24, выполнявшего рейс Батуми-Сухуми-Краснодар. Девятнадцатилетняя стюардесса Надежда Курченко ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват. …Пятьдесят два года тому назад, 16 апреля, армянская авиация получила, пожалуй, самого лучшего в своей истории авиационного начальника: из Магадана в Ереван был переведен командир-ас Дмитрий Атбашьян. С тех пор его имя то и дело стало упоминаться в связке со словом "впервые". При нем появился первый в Армении тренажер-симулятор полета (раньше был только в Москве), он открыл четырнадцать взлетно-посадочных полос, полностью обновил аэронавигационную систему, руководил строительством, а затем возглавил аэропорт в Степанакерте и многое другое. Армения и Беларусь будут вместе готовить специалистов гражданской авиации>>Сменившие его начальники армянской авиации мало чем запомнились: один, в девяностые годы находясь во хмелю, принуждал бортпроводниц распевать гимн Армении во время полетов, другая, уже совсем недавно, вынуждает вспомнить, что "лучший способ для женщины проявить себя – это вязать носки". …Рейс Ереван-Москва. "Весь год мы продолжим отмечать столетний юбилей "Аэрофлота" сюрпризами и подарками для вас", – объявили по внутреннему радио. История гражданской авиации Армении восходит к 30 сентября 1933 года, когда был совершен первый пассажирский авиарейс Тбилиси-Ереван. Отстаем от "Аэрофлота" всего на десять лет. Пролетят быстро. Чем и как встретим?
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Сергей Баблумян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/683/54/6835482_136:0:880:743_100x100_80_0_0_6be122b90797b569ec70e76ceb521f6a.jpg
Сергей Баблумян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/683/54/6835482_136:0:880:743_100x100_80_0_0_6be122b90797b569ec70e76ceb521f6a.jpg
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/2062/75/20627566_90:0:1514:1068_1920x0_80_0_0_b077c82664decb5ec980c8aaa5647a7f.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Сергей Баблумян
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/683/54/6835482_136:0:880:743_100x100_80_0_0_6be122b90797b569ec70e76ceb521f6a.jpg
авиация арменпия крылья
"Аэрофлоту" в этом году исполняется сто лет. В советское время "Аэрофлот", хоть и был один на всю страну, но каждая республика, в том числе и Армения, входила в него отдельным отрядом. И нынешний юбилей компании – отнюдь не пустой повод вновь обратиться к теме развития гражданской авиации в армянском государстве.
17 марта текущего года, перелетая из Москвы в Ереван в салоне "Боинга", и, услышав, "Сегодня исполняется сто лет со дня образования "Аэрофлота", подумал: "Предлагать Sputnik заметку к юбилею уже поздно".
Возвращался из Еревана в Москву через пару недель. Внутреннее радио вновь напомнило о столетии.
– Это как? – спросил я старшего бортпроводника Женю.
– Отмечать юбилей решено весь год, – объяснил Женя, из чего следовало: говорить и писать об "Аэрофлоте" можно, не оглядываясь на 17 марта.
В советское время "Аэрофлот", пусть и был на всю страну один, тем не менее, каждая республика входила в него отдельным отрядом: со своим начальником управления, летным составом, аэродромным хозяйством, агентствами по продаже билетов и т.д.
Для большинства ереванцев подняться в воздух считалось делом рискованным, но поездом до Москвы, а именно это направление было самым востребованным, значило трястись в вагоне трое суток с хвостиком. Стоила ли игра свеч?
Оказалось, стоила. Кроме того, что быстро, в самолете кормили бутербродами с красной икрой, ("бизнес-класса" не было и в помине), работали там "стройноногие" стюардессы (мечта советских девушек той поры – стать стюардессой или работать в магазине "Березка"), пассажиры в салоне закуривали, не успев сесть в кресло (хотя разрешалось только после набора высоты), летели же с дозаправкой в Ростове-на Дону – получалось чуть ли не шестичасовое воздухоплавание.
Небесные тихоходы того времени были слабосильны, неудобны, с квадратными, а не овальными, как сейчас, иллюминаторами. Квадрат сменили на овал, так как острые углы окон на лайнерах разваливаются в воздушном пространстве, а округлость, распределяя напряжение по всей поверхности окна, снижает вероятность образования трещин или разломов.
Трудно поверить, но автор застал время, когда двигатель самолета запускали, набросив на пропеллер канат, дергали его вниз, пока не закрутится винт. До стремительного подъема отечественного самолетостроения на рекордную высоту высоты было еще далеко, но настал час, и конструкторские бюро Ильюшина, Туполева, Антонова, Яковлева создали лайнеры, которыми можно было гордиться.
Уже в восьмидесятых "Аэрофлот" ежегодно перевозил более ста миллионов пассажиров, в авиационной отрасли трудилось более одного миллиона человек, а всего за советское время серийно было выпущено более семидесяти различных моделей самолетов и вертолетов.
После перестройки всего и вся, следуя логике "зачем клепать самим, когда можно купить у других", отрасль погубили с космической скоростью. О том, что со временем в покупках могут отказать, а взятое в аренду отозвать, в буйные головы реформаторов как-то не приходило. Сегодня, обжегшись на глупости предшественников, премьер-министр России Михаил Мишустин пообещал выпускать более ста самолетов в год. Давно пора.
…В конце пятидесятых на смену винтовым самолетам пришли реактивные ТУ-104, но Ереванский аэропорт "Южный" (сегодня "Эребуни") принимать их не мог. Кто хотел "побыстрее", тот добирался на машине до Тбилиси, и оттуда на "ТУ" вылетал в Москву. Если знать, что доехать до Тбилиси в те времена можно было за шесть часов с гаком, то в чем выигрыш времени – понять трудно.
Реактивная пассажирская авиация пришла в
Армению в середине шестидесятых, получив отличную воздушную гавань в виде аэропорта "Звартноц", построенного в 1961 году. Красавец-аэропорт заслуживает того, чтобы назвать его создателей поименно. Архитекторы Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Левон Черкезян, Жорж Шехлян, Эдмонд Тигранян, Артур Месчян, конструктор Сергей Багдасарян. Получилось не только эстетически безупречно, эксплуатационно рационально, но и перспективно по расчету.
"В год Спитакского землетрясения в небе над "Звартноцем" творилось невиданное: в гигантскую карусель выстраивались самолеты, ждущие разрешения на посадку. Ереванский аэропорт никогда до этого не принимал такого количества самолетов", – вспоминает бывший ответственный секретарь комиссии Политбюро ЦК КПСС по ликвидации последствий землетрясения Левон Чахмахчян.
Кто часто летает, тот подтвердит: сегодня "Аэрофлот" ничем (если очень осторожно – почти ничем) не уступает лучшим авиакомпаниям мира. Во времена, когда существовало Ереванское отделение гражданской авиации (считалось одним из лучших в СССР), армяне и армянки в аэрофлотовской форме держали на высоте не только полетную, но и государственную безопасность.
Из опубликованного в "Известиях". "Як-40" летит из Еревана в Берд. В кабине самолета: первый пилот – В. Саркисян, второй – М. Ефремян, в салоне – бортпроводница Доллорес Казарян, принявшая на себя первый удар террористов-угонщиков. Захват самолета провалился.
Еще одна попытка захватить Як-12М "Аэрофлота" и бежать в Турцию. Двадцатипятилетний пилот Эдуард Бахшинян сорвал намерение преступников и посадил самолет на своей земле.
15 октября 1970 года. Попытка захвата самолета Ан-24, выполнявшего рейс Батуми-Сухуми-Краснодар. Девятнадцатилетняя стюардесса Надежда Курченко ценой собственной жизни пыталась предотвратить захват.
…Пятьдесят два года тому назад, 16 апреля, армянская авиация получила, пожалуй, самого лучшего в своей истории авиационного начальника: из Магадана в Ереван был переведен командир-ас Дмитрий Атбашьян. С тех пор его имя то и дело стало упоминаться в связке со словом "впервые". При нем появился первый в Армении тренажер-симулятор полета (раньше был только в Москве), он открыл четырнадцать взлетно-посадочных полос, полностью обновил аэронавигационную систему, руководил строительством, а затем возглавил аэропорт в Степанакерте и многое другое.
Сменившие его начальники армянской авиации мало чем запомнились: один, в девяностые годы находясь во хмелю, принуждал бортпроводниц распевать гимн Армении во время полетов, другая, уже совсем недавно, вынуждает вспомнить, что "лучший способ для женщины проявить себя – это вязать носки".
…Рейс Ереван-Москва. "Весь год мы продолжим отмечать столетний юбилей "Аэрофлота" сюрпризами и подарками для вас", – объявили по внутреннему радио.
История гражданской авиации Армении восходит к 30 сентября 1933 года, когда был совершен первый пассажирский авиарейс Тбилиси-Ереван. Отстаем от "Аэрофлота" всего на десять лет.
Пролетят быстро. Чем и как встретим?