https://am.sputniknews.ru/20240208/nuzhno-li-ratifitsirovat-dogovor-erevana-i-baku-yurist-otsenil-sliv-pashinyana-72094024.html
Нужно ли ратифицировать договор Еревана и Баку: юрист оценил "слив" Пашиняна
Нужно ли ратифицировать договор Еревана и Баку: юрист оценил "слив" Пашиняна
Sputnik Армения
Один из авторов действующей Конституции Вардан Погосян в комментарии Sputnik Армения объяснил, какие риски несет идея конституционной реформы. 08.02.2024, Sputnik Армения
2024-02-08T23:36+0400
2024-02-08T23:36+0400
2024-02-09T08:18+0400
армения
новости армения
конституция
пашинян никол
азербайджан
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/31/70/317099_0:44:1025:620_1920x0_80_0_0_d83747b4bf89e44c8059b58ac339eb03.jpg
ЕРЕВАН, 8 фев – Sputnik. Известный специалист в области конституционного права, один из авторов действующей Конституции Армении, Вардан Погосян, прокомментировал резонансное заявление Никола Пашиняна о мирном договоре с Азербайджаном. Ранее премьер в парламенте раскрыл один из пунктов проекта договора, согласно которому стороны не могут апеллировать к национальным законодательствам в качестве основания для невыполнения договоренностей.Этот вопрос стал актуальным после заявлений оппонентов правительства, которые утверждали, что идея новой Конституции обусловлена давлением со стороны Баку. Азербайджан требует от Армении изменить Основной закон, в котором содержится ссылка на принятую в 1990 году Декларацию о независимости. В преамбуле этой Декларации говорится о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха.Пашинян с целью опровергнуть доводы оппонентов сделал небольшой "слив". Эксперт в этой связи не может сказать, как конкретно сформулирован пункт в договоре, и возможно, премьер просто не понимает, что означает "не ссылаться на внутреннее законодательство". Однако Венская конвенция о международных договорах четко фиксирует, что одна из сторон договора не имеет право ссылаться на свое внутреннее законодательство для неисполнения договора. Речь идет о статье 27 конвенции. Но есть исключение, установленное статьей 46-й. Данная статья подразумевает, что договор не исполняется, если одно из государств подписало его с нарушением внутреннего права, собственной Конституции.Конституция Армении, в отличие от аналогичных документов многих стран, предусмотрела предварительный конституционный контроль для ратификации того или иного документа. Любой международный договор, подписанный Арменией и подлежащий ратификации, должен быть сначала обсужден и утвержден в Конституционном суде на предмет соответствия Конституции. Если Ереван и Баку в условиях нынешней Конституции Армении подпишут договор, где будут положения, противоречащие основному закону, - а они, в частности, могут противоречить преамбуле Конституции, то эти положения КС будет обязан признать антиконституционными.Но совершенно другая ситуация, когда речь идет лишь о ст. 27-ой Венской конвенции. Если подписывается договор, не противоречащий сегодняшней Конституции Армении, то после ратификации Армения не имеет право не исполнять тот или иной пункт договора, сославшись на внутреннее законодательство. И если сказанное Пашиняном касается всего лишь этого положения, в чем Погосян сомневается, то непонятно, в чем необходимость закрепления этой аксиомы в проекте мирного договора.Эксперт с недоверием относится к словам премьера о том, что договор с Баку не связан с Конституцией или Декларацией о независимости Армении."На мой взгляд, Пашинян хочет отвлечь внимание общества от основной проблемы, возникшей после его заявления о том, что Армении нужна новая Конституция. И упомянутое им положение в проекте мирного договора никак не способно развеять имеющиеся подозрения общества в том, что принятие новой Конституции – требование Азербайджана", - говорит наш собеседник.Погосян отметил, если Конституцию не поменять полностью, а лишь вносить некоторые поправки в действующую, то ссылку на Декларацию о независимости невозможно убрать. Преамбула не подлежит изменению, как и первые три статьи основного закона.Однако то, что предлагает Пашинян, - это, по сути, отказ от общенациональных идей и целей, на которых основана Третья республика. И непонятно, что будет создано после этого – республика или что-то другое. Погосян считает, что власти ставят под угрозу дальнейшее существование государства, и делается это под принуждением Турции и Азербайджана. Впервые в истории власти хотят поменять Конституцию не в контексте внутреннего развития, а под давлением внешних сил. Юрист напоминает, что на Армению со стороны Турции оказывалось давление и после принятия в 1995 году первой Конституции. Однако никому из тогдашнего руководства страны не пришло в голову ее менять.
https://am.sputniknews.ru/20240207/dlya-podpisaniya-dogovora-s-baku-novaya-konstitutsiya-ne-nuzhna-pashinyan-o-punkte-v-dokumente-72050517.html
https://am.sputniknews.ru/20240203/budet-li-legitimnoy-konstitutsiya-armenii-prinyataya-pod-diktovku-chuzhaka-mnenie-eksperta-71879730.html
азербайджан
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_AM
Sputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdn.am.sputniknews.ru/img/31/70/317099_13:0:840:620_1920x0_80_0_0_1720d75ac845b91355bf0f98ac69b73d.jpgSputnik Армения
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
армения, новости армения, конституция, пашинян никол, азербайджан
армения, новости армения, конституция, пашинян никол, азербайджан
Нужно ли ратифицировать договор Еревана и Баку: юрист оценил "слив" Пашиняна
23:36 08.02.2024 (обновлено: 08:18 09.02.2024) Один из авторов действующей Конституции Вардан Погосян в комментарии Sputnik Армения объяснил, какие риски несет идея конституционной реформы.
ЕРЕВАН, 8 фев – Sputnik. Известный специалист в области конституционного права, один из авторов действующей Конституции
Армении, Вардан Погосян, прокомментировал резонансное заявление Никола Пашиняна о мирном договоре с Азербайджаном. Ранее премьер в парламенте раскрыл один из пунктов проекта договора, согласно которому стороны не могут апеллировать к национальным законодательствам в качестве основания для невыполнения договоренностей.
Этот вопрос стал актуальным после заявлений оппонентов правительства, которые утверждали, что идея новой Конституции обусловлена давлением со стороны Баку. Азербайджан требует от Армении изменить Основной закон, в котором содержится ссылка на принятую в 1990 году Декларацию о независимости. В преамбуле этой Декларации говорится о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха.
Пашинян с целью опровергнуть доводы оппонентов сделал небольшой "слив". Эксперт в этой связи не может сказать, как конкретно сформулирован пункт в договоре, и возможно, премьер просто не понимает, что означает "не ссылаться на внутреннее законодательство".
Однако Венская конвенция о международных договорах четко фиксирует, что одна из сторон договора не имеет право ссылаться на свое внутреннее законодательство для неисполнения договора. Речь идет о статье 27 конвенции. Но есть исключение, установленное статьей 46-й. Данная статья подразумевает, что договор не исполняется, если одно из государств подписало его с нарушением внутреннего права, собственной Конституции.
"Я не знаю, что конкретно содержится в проекте мирного договора, о какой ситуации идет речь: о том, что страны не должны ратифицировать у себя договор, или же это касается дальнейшего действия ратифицированного международного договора? Если первый вариант, то, естественно, этот договор будет противоречить Конституции Армении и изначально не будет иметь никакой правовой силы", - сказал эксперт.
Конституция Армении, в отличие от аналогичных документов многих стран, предусмотрела предварительный конституционный контроль для ратификации того или иного документа. Любой международный договор, подписанный Арменией и подлежащий ратификации, должен быть сначала обсужден и утвержден в Конституционном суде на предмет соответствия Конституции. Если Ереван и Баку в условиях нынешней Конституции Армении подпишут договор, где будут положения, противоречащие основному закону, - а они, в частности, могут противоречить преамбуле Конституции, то эти положения КС будет обязан признать антиконституционными.
Но совершенно другая ситуация, когда речь идет лишь о ст. 27-ой Венской конвенции. Если подписывается договор, не противоречащий сегодняшней Конституции Армении, то после ратификации Армения не имеет право не исполнять тот или иной пункт договора, сославшись на внутреннее законодательство. И если сказанное Пашиняном касается всего лишь этого положения, в чем Погосян сомневается, то непонятно, в чем необходимость закрепления этой аксиомы в проекте мирного договора.
Эксперт с недоверием относится к словам премьера о том, что договор с Баку не связан с Конституцией или Декларацией о независимости Армении.
"На мой взгляд, Пашинян хочет отвлечь внимание общества от основной проблемы, возникшей после его заявления о том, что Армении нужна новая Конституция. И упомянутое им положение в проекте мирного договора никак не способно развеять имеющиеся подозрения общества в том, что принятие новой Конституции – требование Азербайджана", - говорит наш собеседник.
Погосян отметил, если Конституцию не поменять полностью, а лишь вносить некоторые поправки в действующую, то ссылку на Декларацию о независимости невозможно убрать. Преамбула не подлежит изменению, как и первые три статьи основного закона.
Однако то, что предлагает Пашинян, - это, по сути, отказ от общенациональных идей и целей, на которых основана Третья республика. И непонятно, что будет создано после этого – республика или что-то другое. Погосян считает, что власти ставят под угрозу дальнейшее существование государства, и делается это под принуждением Турции и Азербайджана. Впервые в истории власти хотят поменять Конституцию не в контексте внутреннего развития, а под давлением внешних сил. Юрист напоминает, что на Армению со стороны Турции оказывалось давление и после принятия в 1995 году первой Конституции. Однако никому из тогдашнего руководства страны не пришло в голову ее менять.