"Хочешь водку? — Нет. — А будешь? — Да!", или О неких странностях армянского интеллигента

© Sputnik / А. ЭкекянАрмянский художник Ерванд Кочар
Армянский художник Ерванд Кочар - Sputnik Армения, 1920, 02.02.2025
Подписаться
Об интеллигентности и интеллигентах не такого уж далекого прошлого и современных, о разнице в мировосприятии и системе ценностей, размышляет колумнист Sputnik Армения.
Поколение армян шестидесятых (о более ранних временах и говорить нечего), имеет перед нынешним то преимущество, что видело интеллигенцию по сути и может сравнивать ее с современной, которая по форме.
Как это понимать по жизни? Очень просто. Мало того, что истинные интеллигенты (не обязательно в очках и шляпе) категорически не ругались матом, не использовали в обиходе словечки из лексикона мясников, в их присутствии даже заядлые матерщинники поджимали хвосты и старались казаться людьми пусть с незаконченным, но средним образованием.
Не раз и не два видел: стоило появиться на подходе к месту сбора светлых голов Еревана Грачья Нерсисяну, Ерванду Кочару или кому-то еще из категории великих, как обычная тусовка кафе кинотеатра "Москва" поправляла воротнички, подтягивалась, обрывала на полуслове обыденную речь, готовясь, говоря высоким штилем, к встрече с прекрасным.
Портрет премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер в кресле (1980-е годы) Лондон - Sputnik Армения, 1920, 25.01.2025
Дурные гены плюс феминизация всей страны: как это - когда женщина занимает место мужчины
Как корифеям прошлого одним только своим появлением удавалось сменить атмосферу и перенастроить аудиторию на культурно-эстетический лад, объяснить не могу. Но — удавалось.
С тех пор много воды утекло, а еще больше ушло из жизни истинных интеллигентов. Достойной смены им все еще не нашлось, а времена пришли такие, когда "высоколобые" не просто нужны, но жизненно необходимы. На кого равняться, кого слушать, кому верить — мог бы назвать не один десяток писателей, поэтов, ученых, воплощавших в себе полузабытое понятие "властители дум". "Полузабытые" — еще мягко сказано: сегодня их попросту нет, начисто смело, вывело за орбиту "планеты Армения".
Интеллигент нашего времени, по меткому определению Владимира Набокова, "добрый человек, неспособный творить добро, неудачливый защитник общечеловеческой правды". Такие люди могут мечтать, но не могут править, они выдумывают миры, которые не в состоянии построить, проще говоря, они беспомощны и живут "в мире розовых пони". Твердость убеждений и принципиальность таких людей выражает такой диалог:
Хочешь водку?
Нет!
А будешь?
Да!
То есть терять страну в целом мы как бы не хотим, но сдавать ее по частям, вроде бы, соглашаемся. Ни то, ни сё, ни рыба ни мясо, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан… Такого не было никогда. Так стало сегодня, и не только с людьми статусного класса, занятых умственным трудом, посредством которого формируются политика, культура, общество.
А военные, ученые, академики, преподаватели? Генералами нынче делаются за день-два, а часто через три они уже никто. Академиков осталось самая малость, новых давно уже не видно и не слышно. Звания заслуженных, народных артистов, деятелей искусств приговорили быть пережитком прошлого и дружно отвергли, а почитать призывают тех, кто пляшет и поет на днях рождения персон из правящей элиты, свадьбах и крещениях их детей и внуков. И где после этого искать предводителей нации, духовных пастырей, сеятелей добра?
Трап на фоне горы Арарат - Sputnik Армения, 1920, 12.01.2025
Победители, герои, храбрецы в Армении? Забудьте!
Можно, конечно, вспомнить Бармалея с его: "Подумаешь! Я тоже могу делать добрые дела. Если я начну делать добрые дела, вы все лопнете от зависти. У меня в два счета все станут счастливыми! А кто не станет, я того в бараний рог согну, сотру в порошок и брошу акулам". Объяснять, о ком и о чем речь, надо?
Есть такая восточная поговорка: "Из кувшина в чашку можно налить только то, что в нем было". То есть, если там вода, а тебе хочется, чтобы лилось вино, одного желания будет мало. Так и с людьми: напрасно ждать от человека, далекого от интеллигентности, каких-то слов и поступков, когда он наполнен другим содержимым. Таких у нас, к сожалению, становится больше и больше.
С чего началось вымывание плодоносного слоя нации, обидно тонкого, до нуля? Одна из главных причин: вначале ограничение, затем чуть ли не изгнание русского языка не только как одного из разговорных внутри страны, но и представлявшего нас и наши интересы за рубежом.
Каждый раз, входя в ереванское метро, не могу понять, почему на названиях станций на русском языке поставлен жирный крест? Разве англоговорящих у нас стало так много, а армян, понимающих русский, не говоря уже о гостях из России, меньше, чем туристов из Сан-Франциско?
В парламенте Армении готовятся к приему новых депутатов - Sputnik Армения, 1920, 29.12.2024
Как Бадал Мурадян от должности главы правительства Армении отказался
Подавляющее большинство писателей, поэтов, публицистов Армении получали признание после перевода работ сначала на русский, а затем и на многие другие иностранные языки. Так в мире узнавали Аветика Исаакяна, Дереника Демирчяна, Сильву Капутикян, Паруйра Севака, Серо Ханзадяна.
Признание в других жанрах и видах искусств тоже чаще всего происходило после нашего участия на выставках, фестивалях, симпозиумах и других мероприятиях, устраиваемых в Москве, с выходом на мировые площадки, опять же при посредничестве партнеров из России. Но улицей с односторонним движением это никогда не было, все на взаимных началах: вы — нам, мы — вам.

"Знакомство с армянской поэзией должно быть обязательно для каждого образованного человека, как обязательно для него знакомство с эллинскими трагиками, с "Комедией" Данте, драмами Шекспира, с поэмами Виктора Гюго", — писал Валерий Брюсов, поэт, переводчик армянской поэзии, составитель и редактор антологии "Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней".

"Любить Армению по-русски!" — говорил автор знаменитых "Уроков Армении", писатель Андрей Битов, не подозревая, что придут времена, когда призывать любить ее придется армян. Весь вопрос в том, кто и как сможет с этим справиться.
Задача не только сугубо армянская.
"Одна из проблем российского общества состоит в том, что вся культурная составляющая доверена тем, кого у нас принято называть "интеллигенцией", — объясняет известный политолог из Москвы Сергей Михеев. — У нас творческий класс, который за это отвечает и которому государство это доверяет, не любит Родину. Более того, он считает, что не любить Родину — это и есть главный признак интеллигентности".
То же самое и у нас, только в профиль.
Лента новостей
0