Арман Ванескегян, обозреватель Sputnik Армения.
Две логистические линии – автодорога "Север – Юг" и железнодорожная магистраль "Армения – Иран" — обязательно будут функционировать именно в составе глобальной программы, в ходе которой различные регионы и страны будут взаимовыгодно сотрудничать с Китаем по целому ряду перспективных экономических программ.
Китай рвется на европейские рынки. Но осторожно, с оглядкой
На самом деле Пекин в плане связей с внешним миром всегда придерживается такой поведенческой парадигмы, при которой семь раз мерят, прежде чем отрезать. Китайцы же меряют раз семнадцать.
Относится это не только к сфере глобальной политики, но и (может быть, даже в большей степени) к экономике, которая, в свою очередь, теснейшим образом связана с геополитикой. А конкретно для Китая, рвущегося кратчайшими путями на европейский рынок товаров и услуг – еще и с логистикой.
И вот сейчас для китайцев вся эта мешанина перекрещивается на небольшом участке горной местности — в современной Армении, не имеющей даже выхода к морю.
Понятно, что китайских бизнесменов и китайские инвестиции ждут везде и всегда, будь то экономически сильно развитые страны Европы или же африканские государства. Однако то обстоятельство, что, например, китайская мощнейшая строительная корпорация Sinohydro Corporation, участвовала в работе над строительством третьего этапа автомобильной дороги "Север – Юг" (а это два участка "Талин – Ланджик" и "Ланджик – Гюмри" протяженностью в 46.2 километра и стоимостью в 140 миллионов долларов), говорит о многом.
Более того, над четвертой очередью строительства автодороги, в которой предусмотрена средняя скорость грузовых перевозок более 100 километров в час, уже работают более крупные китайские инвесторы, имена которых армянское правительство пока не разглашает.
Ну, а к этому остается добавить еще две крупные китайские корпорации — China Civil Engineering Construction Corporation и China Communication Construction Company – которые, скорее всего, примут участие в строительстве армянского участка "Гавар – Мегри" железной дороги "Армения – Иран". Этот участок длиной 305 километров, инвестиционная стоимость которого оценивается где-то в 3,5 миллиарда долларов.
Фактически уже сейчас можно с большой степенью уверенности говорить, что Армения при любом раскладе имеет свое место в глобальном китайском проекте "Экономический пояс шелкового пути".
Для того, чтобы не быть голословным, приведу цитату из недавнего поздравительного послания председателя Китая Си Цзиньпиня в день независимости Армении. В телеграмме говорится: "Я придаю большое значение развитию армяно-китайских отношений и готов использовать возможность совместного осуществления инициативы "Одна зона – один путь".
Фактически получается так, что Пекин подразумевает логистическое участие Армении не только в проекте "Экономического пояса Шелкового пути", но и в "Морском Шелковом пути XXI века", поскольку именно эти два проекта, объединенные в современную единую экономическую стратегию КНР, и являются инициативой "Одна зона – один путь". Пекин не только подразумевает, но и вполне официально, устами руководителя государства, об этом говорит.
Экономическая составляющая
И получается, что даже путь, который будет строить Китай от Персидского залива до Черного моря ("Морской шелковый путь XXI века"), авторами спланирован так, что проходит именно через Армению, которая выхода к морю не имеет.
Зато имеет такое геополитическое расположение, которое делает для китайцев весьма привлекательным именно этот вариант продвижения товаров на европейский рынок через Ближний Восток и Южный Кавказ, через вполне адекватный (с политической точки зрения) Иран, а также Армению и Грузию, которые будут иметь нормальный выход на Европу.
И даже то обстоятельство, что строительство железной дороги в скалах (конкретно в случае с Арменией речь идет о Зангезурском горном хребте) обходится в разы дороже, китайцев не останавливает. А ведь на ровной местности среднестатистическое строительство одного километра железнодорожного пути обходится в среднем в 2 миллиона долларов, в то время, как в армянском Сюнике (согласно проекту) строительство обойдется в 5 раз дороже. Усредняем все данные и просто делим 3 миллиарда инвестиций на 300 километров. Получаем 10 миллионов долларов затрат на среднестатистический километр строительства.
Геополитическая составляющая
Однако получается так, что для китайцев важнее себестоимости железной дороги — геополитическая составляющая проекта. А она выглядит следующим образом: китайцы рассчитывают и проектируют логистику "Шелкового пути" так, чтобы она шла в обход точек соприкосновения тех стран, которые имеют взаимные претензии либо политического, либо территориального толка.
Обходят, по причине политических разногласий, ирано–азербайджанскую или ирано–турецкую границы. Обходят стороной зону повышенного риска на Ближнем Востоке, где Сирия, Ирак, Курдистан, и вообще — взрывоопасная ситуация.
Вот и остается только общая граница Ирана с Арменией, поскольку между ними нет каких-либо разногласий политического толка. Ну а дальше идет армяно–грузинская граница, через которую уже сейчас работает железная дорога и в оба направления идет большой объем грузоперевозок.
Более того, Китай в последнее время присматривается к Армении не только с точки зрения логистической составляющей по сотрудничеству. О проекте стоимостью в 300 миллионов долларов (строительство медеплавильного завода в Зангезуре) уже говорилось. Решенное дело.
О том, что одна из крупнейших китайских машиностроительных корпораций China Machinery Engineering Corporation недавно присылала в Армению целую делегацию руководителей (обмолвились, что хотят лично ознакомиться с территорией, где будут осваиваться серьезные инвестиционные объемы) местная пресса также писала. Речь опять-таки шла о дорожном строительстве и энергетике.
Все это (и многое другое) свидетельствуют о том, что Китай действительно намерен наращивать свое присутствие в регионе и, видимо, в качестве площадки для экономического сотрудничества выбрал именно Армению. Не зря китайцы начали строительство здания самого большого диппредставительства в мире (после московского посольства) именно в Ереване. Правда, долго присматривались.