"Одна зона - один путь": Китай пробивается в Европу через Армению

© AFP 2024 / Virginia Mayo / POOLДональд Туск и премьер-министр Китая Ли Кэцян
Дональд Туск и премьер-министр Китая Ли Кэцян - Sputnik Армения
Подписаться
Вопрос присутствия армянской логистики в китайском проекте "Экономический пояс Шелкового пути" - дело решенное.

Арман Ванескегян, обозреватель Sputnik Армения.

Две логистические линии – автодорога "Север – Юг" и железнодорожная магистраль "Армения – Иран" — обязательно будут функционировать именно в составе глобальной программы, в ходе которой различные регионы и страны будут взаимовыгодно сотрудничать с Китаем по целому ряду перспективных экономических программ.

Китай рвется на европейские рынки. Но осторожно, с оглядкой

На самом деле Пекин в плане связей с внешним миром всегда придерживается такой поведенческой парадигмы, при которой семь раз мерят, прежде чем отрезать. Китайцы же меряют раз семнадцать.

Относится это не только к сфере глобальной политики, но и (может быть, даже в большей степени) к экономике, которая, в свою очередь, теснейшим образом связана с геополитикой. А конкретно для Китая, рвущегося кратчайшими путями на европейский рынок товаров и услуг – еще и с логистикой.

Автодорога Север-Юг - Sputnik Армения
Автомагистраль "Север - Юг" обойдется дорого, но будет достроена

И вот сейчас для китайцев вся эта мешанина перекрещивается на небольшом участке горной местности — в современной Армении, не имеющей даже выхода к морю.

Понятно, что китайских бизнесменов и китайские инвестиции ждут везде и всегда, будь то экономически сильно развитые страны Европы или же африканские государства. Однако то обстоятельство, что, например, китайская мощнейшая строительная корпорация Sinohydro Corporation, участвовала в работе над строительством третьего этапа автомобильной дороги "Север – Юг" (а это два участка "Талин – Ланджик" и "Ланджик – Гюмри" протяженностью в 46.2 километра и стоимостью в 140 миллионов долларов), говорит о многом.

Более того, над четвертой очередью строительства автодороги, в которой предусмотрена средняя скорость грузовых перевозок более 100 километров в час, уже работают более крупные китайские инвесторы, имена которых армянское правительство пока не разглашает.

Ну, а к этому остается добавить еще две крупные китайские корпорации — China Civil Engineering Construction Corporation и China Communication Construction Company – которые, скорее всего, примут участие в строительстве армянского участка "Гавар – Мегри" железной дороги "Армения – Иран". Этот участок длиной 305 километров, инвестиционная стоимость которого оценивается где-то в 3,5 миллиарда долларов.

Женщина проходит мимо бывшего здания посольства США в Иране, на стене которого нарисован револьвер цветами американского флага - Sputnik Армения
Опасность для Армении велика, если в прицеле Запада оказывается Иран

Фактически уже сейчас можно с большой степенью уверенности говорить, что Армения при любом раскладе имеет свое место в глобальном китайском проекте "Экономический пояс шелкового пути".

Для того, чтобы не быть голословным, приведу цитату из недавнего поздравительного послания председателя Китая Си Цзиньпиня в день независимости Армении. В телеграмме говорится: "Я придаю большое значение развитию армяно-китайских отношений и готов использовать возможность совместного осуществления инициативы "Одна зона – один путь".

Фактически получается так, что Пекин подразумевает логистическое участие Армении не только в проекте "Экономического пояса Шелкового пути", но и в "Морском Шелковом пути XXI века", поскольку именно эти два проекта, объединенные в современную единую экономическую стратегию КНР, и являются инициативой "Одна зона – один путь". Пекин не только подразумевает, но и вполне официально, устами руководителя государства, об этом говорит.

Экономическая составляющая

И получается, что даже путь, который будет строить Китай от Персидского залива до Черного моря ("Морской шелковый путь XXI века"), авторами спланирован так, что проходит именно через Армению, которая выхода к морю не имеет.

Шанхай, Китай - Sputnik Армения
Китайский интерес на Кавказе: какую выгоду может извлечь Ереван

Зато имеет такое геополитическое расположение, которое делает для китайцев весьма привлекательным именно этот вариант продвижения товаров на европейский рынок через Ближний Восток и Южный Кавказ, через вполне адекватный (с политической точки зрения) Иран, а также Армению и Грузию, которые будут иметь нормальный выход на Европу.

И даже то обстоятельство, что строительство железной дороги в скалах (конкретно в случае с Арменией речь идет о Зангезурском горном хребте) обходится в разы дороже, китайцев не останавливает. А ведь на ровной местности среднестатистическое строительство одного километра железнодорожного пути обходится в среднем в 2 миллиона долларов, в то время, как в армянском Сюнике (согласно проекту) строительство обойдется в 5 раз дороже. Усредняем все данные и просто делим 3 миллиарда инвестиций на 300 километров. Получаем 10 миллионов долларов затрат на среднестатистический километр строительства.

Геополитическая составляющая

Однако получается так, что для китайцев важнее себестоимости железной дороги — геополитическая составляющая проекта. А она выглядит следующим образом: китайцы рассчитывают и проектируют логистику "Шелкового пути" так, чтобы она шла в обход точек соприкосновения тех стран, которые имеют взаимные претензии либо политического, либо территориального толка.

Турецкий солдат на границе - Sputnik Армения
Пожар у нашего порога: нужна ли Армении открытая граница с Турцией?

Обходят, по причине политических разногласий, ирано–азербайджанскую или ирано–турецкую границы. Обходят стороной зону повышенного риска на Ближнем Востоке, где Сирия, Ирак, Курдистан, и вообще — взрывоопасная ситуация.

Вот и остается только общая граница Ирана с Арменией, поскольку между ними нет каких-либо разногласий политического толка. Ну а дальше идет армяно–грузинская граница, через которую уже сейчас работает железная дорога и в оба направления идет большой объем грузоперевозок.

Более того, Китай в последнее время присматривается к Армении не только с точки зрения логистической составляющей по сотрудничеству. О проекте стоимостью в 300 миллионов долларов (строительство медеплавильного завода в Зангезуре) уже говорилось. Решенное дело.

О том, что одна из крупнейших китайских машиностроительных корпораций China Machinery Engineering Corporation недавно присылала в Армению целую делегацию руководителей (обмолвились, что хотят лично ознакомиться с территорией, где будут осваиваться серьезные инвестиционные объемы) местная пресса также писала. Речь опять-таки шла о дорожном строительстве и энергетике.

Все это (и многое другое) свидетельствуют о том, что Китай действительно намерен наращивать свое присутствие в регионе и, видимо, в качестве площадки для экономического сотрудничества выбрал именно Армению. Не зря китайцы начали строительство здания самого большого диппредставительства в мире (после московского посольства) именно в Ереване. Правда, долго присматривались.

Лента новостей
0