Казалось бы, скульптора Рипсиме Симонян можно назвать классиком современного армянского искусства, со всеми вытекающими отсюда почестями, знаками признания и пиететом. Так оно и было до сих пор, пока не случилось то, в чем еще предстоит досконально разбираться.
Однако факт, что подарок – копия, указан не был, более того – скульптура была преподнесена как самостоятельное произведение, с указанием совершенно другого авторства. Это возмутило родственников Симонян, теперь они консультируются с юристами, специалистами по авторскому праву.
Sputnik Армения писал об этой истории, и будет следить за ее развитием. Сейчас же стоит рассказать о самой Рипсиме Симонян.
Площадь Армении открылась в стране, первой признавшей Геноцид армян>>
Внучка художницы, Аревик Григорян, утверждает, что бабушка была олицетворением одержимости искусством – в хорошем смысле слова "одержимость". Рипсиме Симонян была показательным примером беззаветности.
Тысячу раз проходил я по улице Абовяна, и всегда на меня смотрит эта керамическая женщина, смотрит, когда ты еще за ее спиной, а потом провожает взглядом вперед. Невероятным образом Рипсиме Левоновна сотворила эти раскосые глаза и этот взгляд, противоречащий физике и физиологии, но, тем не менее, существующий в реальности.
А выставок произведений Симонян можно организовать не один десяток, и экспозиции повторяться не будут, настолько велико ее творческое наследие. Аревик Григорян заверяет, что даже более или менее полную коллекцию предметов, созданных бабушкой, собрать невозможно – их очень много, и они разбросаны по самым разным частным собраниям и государственным коллекциям, от Национальной картинной галереи в Ереване до музея керамики в Москве. Наконец, просто в домах и квартирах.
Легенда "Арарата" мог заменить Пеле, или Как Хорику впаяли "сдачу">>
Несколько лет Рипсиме Симонян была главным художником и скульптором Ереванского фаянсового завода. Несть числа расписанным ею вручную чашкам и блюдцам, статуэткам – семьдесят лет спустя эта посуда еще живет во многих ереванских семьях, сейчас она ценится уже и как раритет, несущий отпечаток того времени, но все равно современный.
И не только фарфор: акварель, графика, глина и камень, ювелирные украшения – все декоративно-прикладные жанры, в которых творила Симонян. И всегда безупречно.
В мастерской Симонян побывали Католикос Вазген I, с которым у нее вообще были теплые отношения, так же, как и с Аветиком Исаакяном, художники и космонавты, писатели и дипломаты, армянские, советские и зарубежные знаменитости.
А строительный техникум, куда ее каким-то образом занесло, вручил ей диплом мостостроителя. Симонян даже участвовала в создании моста в самом начале проспекта Мясникяна, сделала на его опорах с одной стороны серп и молот, с другой – звезду.
В 1943 году семья переехала в Ереван, и Симонян начала творческую деятельность, темпераментную и насыщенную, как она сама. В 1945 она стала членом Союза художников, открыла при нем секцию прикладного искусства. Ее стараниями при скульптурном факультете художественно-театрального института открылось отделение керамики. Так началось возрождение традиций и современное осмысление традиций армянского декоративно-прикладного искусства.
Три секунды "креста Азаряна": как итальянцы требовали невозможного для армянина>>
Тогда же Симонян создает целую серию небольших портретных скульптур. Причем, скажем, скульптурный портрет сидящего Аветика Исаакяна вполне мог быть большим и стоять в парке или на площади. Арам Хачатурян с Сараджевым, Туманян и Хачатур Абовян, и даже румынская оперная певица Зинаида Пали не забыта, воплощена в созданных ею образах Амнерис и Кармен.
А излюбленная тема – женский образ, материнство, созданные ею скульптуры, наподобие упомянутой на Абовяна и той, что не уехала в Уругвай, излучают тепло и нежность, ярки и уникальны. В ереванском парке Влюбленных и на главном проспекте города есть такие "Арменуи".
Рипсиме Симонян дожила до почтенного возраста, но рядом с ней не вспоминалось, что существует такое слово – "старость". Так и должно быть, наверное, когда человек занимается любимым делом, любим другими и умеет любить сам.