На заседании в четверг правительство уделило, среди прочих вопросов, немного внимания проблеме автомобильных пробок в Ереване.
Собственно, то, что в армянской столице народ зовет "автомобильными пробками", у москвича или, например, у жителя китайских мегаполисов (где пробки вообще измеряются уже не километрами, а днями стояния в них) вызовет лишь улыбку. Поэтому и премьер-министр Карапетян, видимо, использовал слово "затор".
Так или иначе, пробки и заторы в Ереване не редкость, и нервов горожанам они портят изрядно. Поэтому инициативу правительства, долженствующего отныне найти какой-то способ борьбы с ними, теоретически можно только приветствовать. Только вот неприятность – бороться с ереванскими пробками на практике вряд ли возможно, и положение, скорее всего, дальше будет лишь ухудшаться.
Премьер Карапетян отметил на заседании, что за последнее время инициированы законодательные и практические реформы по соблюдению правил дорожного движения, применению предупреждений при незначительных правонарушениях и приняты другие разные меры.
"В рабочие дни в Ереване возникают заторы, проблемы с организацией дорожного движения, причины этого разнообразны и здесь требуются решения", – сказал Карапетян. В этой связи премьер поручил в двухмесячный срок изучить возможности сокращения пробок в Ереване.
Например, считает премьер, необходимо следить за временем остановок пассажирского транспорта – не более одной минуты. Он поручил министру транспорта, связи и ИТ Ваану Мартиросяну, а также начальнику полиции Владимиру Гаспаряну в течение месяца предложить новые способы фиксировать это время. Им же, вместе с главой Комитета градостроительства он поручил (а мэру Еревана – предложил) разработать возможности разгрузки городских улиц с учетом числа парковочных мест, новой организации дорожного движения и объездных маршрутов.
Все это очень хорошо и правильно, вот только эффект от этих мероприятий будет минимальным. Что касается длительности стояния транспорта на остановках, например, то любой ереванец скажет, что такой долгий "отдых" водители позволяют себе не так уж часто, разве что с целью набора пассажиров в полупустую маршрутку или автобус. И то они рискуют нарваться на хороший нагоняй от едущего следом коллеги.
Чаще же наоборот – водители срываются с места, едва дождавшись, чтобы тело садящегося пассажира оказалось условно внутри транспортного средства, и бедолага пассажир иногда не успевает не то что сесть, а даже толком схватиться за поручень.
Ну что ж, пусть министр и начальник полиции потратят немного времени на проблему автомобильных заторов в столице, вреда от этого не будет. Но есть большие и обоснованные подозрения, что пользы не будет тоже.
Потому что, на самом деле, причины автомобильных заторов действительно многообразны, но важнейшие из них вряд ли возможно решить. Например — то, что движение в городе останавливается при первом же более или менее обильном дожде, не говоря уже о снеге, в принципе, решаемо: можно (и нужно) привести в порядок дороги, избавиться от огромных ям, заполняющихся дождевой водой, вывести из состояния клинической смерти водостоки и, наконец, элементарно очищать асфальт от снега и льда. Нужно только желание.
Непонятно другое – как быть, например, с тем, что Ереван, особенно его центральная часть, попросту неспособен пропустить через себя такое количество автомобилей. Когда город проектировался – лет 80-90 назад – его проектировщикам и в голову не могло прийти, что будет столько машин. Да и рельефом город ограничен: куда ни ткнись, упираешься либо в гору, либо в ущелье, тут не до постройки широких городских автомагистралей. Не ограничивать же количество транспортных средств насильственными методами?
В 1990-х, особенно после блокадных лет, стало уже ясно, что число автомашин будет только увеличиваться. И что же? А ничего – вовсю шла, и идет до сих пор, варварская – иного слова и не подберешь – застройка центра. Лишь бы построить, любой ценой, урвать свое от вожделенного куска дорогой земли. Кто тут думает о парковках – они до сих пор большая редкость. Вот и получилось, что вся планировка центра была уничтожена, остался один неуправляемый хаос, каменные джунгли, в которых автомобили ведут себя так, как и положено в джунглях.
В результате машины выстраиваются у обочин и без того узких улиц в два ряда, оставляя несчастным проезжающим одну полосу, а еще сегодня многие просто плохо водят машины – достаточно одному сделать неловкий маневр на перекрестке или попытаться нагло проскочить поперек других: все, затор готов.
Если бы у города, начиная с 1991 года, было нормальное управление, он бы стал развиваться по направлению к окраинам, переместив офисы, конторы, государственные учреждения туда, где больше места, где есть все условия для развития инфраструктуры. Города развиваются, в том числе, и таким образом.
Но это не про нас, не про нашу неуемную жадность и мещанское понимание "престижности", когда нам нужно обязательно впихнуть свой офис или гостиницу в маленький ереванский центр, где уже один отель плавно перетекает в другой, а чтобы выйти пешком из собственного двора приходится огибать выросшие в нем мухоморы новостроек.
Но даже сейчас можно остановиться, иначе город остановит нас сам, когда наступит просто обыкновенный коллапс, а он, такими темпами, не за горами. Можно, наконец, вспомнить, что в Ереване есть и другие районы, кроме малого центра, что можно начать их развитие и освоение, реконструкцию и обновление, прокладку нормальных дорог и прочая, и прочая.
Глядишь, оно само и рассосется, или хотя бы набухать перестанет. Но – нет, это же "непрестижно", как можно…
Да, а еще на том же сегодняшнем заседании правительство Армении одобрило один законопроект. Оказывается, необходимо специально добавить новую статью, предусматривающую уголовную ответственность за препятствование деятельности медработника и насилие по отношению к нему.
Надо понимать, что до сих пор применять насилие по отношению к врачам было можно безнаказанно, и это упущение нужно срочно исправлять. Ну что ж, давно пора.
Скоро, после врачей, примем отдельный закон, который до сих пор обсуждаем — что нельзя безнаказанно бить тещ, жен и детей. И хочется сказать правительству – не надо останавливаться, у нас есть масса людей, деятельность которых иногда вызывает у незаконопослушной и вспыльчивой не в меру части населения желание "совершить насилие": например, инспекторы, вычисляющие нам задолженность за электричество и газ, футболисты, уборщики мусора, даже – страшно сказать! – министры…
Насущное веление времени – принять отдельный закон по каждой профессии. При этом пыхтеть от натуги особенно не придется: текст достаточно написать один раз, и менять в нем лишь названия профессий, в защиту которых этот закон направлен.
Зато сколько раз можно будет отчитаться об успешно проделанной работе!